Много ли вы знаете меценатов, способных оплатить грандиозный проект и при этом остаться в тени? Не тех, кто захочет со временем дивидендов от вложенных средств, и не тех, кто использует деньги как трамплин для прихода во власть, а тех, кто делится своими средствами бескорыстно, просто так, по велению души. Их нет, физически. Это исчезнувший из природы человеческий вид…
Именно к этой редкой породе людей принадлежал предприниматель и учёный Давид Сараджишвили. Талантливый предприниматель, основавший коньячное дело и наживший солидный капитал, помогал людям с такой щедростью и самоотдачей, словно вся его жизнь подчинена одной единственной цели – отдавать средства тем, кто в них нуждался больше всего. Писателям, музыкантам, художникам, учёным, общественным деятелям, студентам. Отдавать не для личной выгоды, а чтобы приносить пользу людям и стране.
Амбициозный грузин и тайны коньячного купажа
Осенью 1848-го в Тифлисе, на улице Сергиевской, в семью потомственных купцов пришло счастье – у Закария Сараджишвили родился ребенок. Единственного сына, которого нарекли Давидом, по достижении школьного возраста отправили в Тифлисскую классическую гимназию. А по окончании самого престижного учебного заведения, решили направить учиться в Санкт-Петербург.
Успешный предприниматель и большой благотворитель Закария Сараджишвили оставит сыну впоследствии солидное состояние, но самым большим капиталом, который он передаст сыну при жизни, будет его всестороннее европейское образование, которое он постарался дать сыну. Продолжит обучение Давид в Германии, где проживёт семь с лишним лет и получит по завершении учёбы степень доктора философии и химии. Годы, проведённые в Европе, окажут самое сильное влияние на формирование личности будущего коммерсанта.
Вернувшись, домой, Давид загорелся идеей производства коньяка в Грузии. Но решил не мечтать, а действовать. Для начала отправился на родину коньяка. Где, как не во Франции, изучать азы коньячного производства?! Он начинает постигать тонкости этого искусства и приходит к выводу, что грузинские сорта винограда ничем не хуже французских и вполне подходят для получения этого коньяка.
Во Франции же он знакомится с основателем французского коньячного дома Camus - виноградарем Жаном Батистом Камю. Они начинают дружить, и французский специалист открывает Давиду Сараджишвили профессиональные тайны. А когда Давид собрался на родину, чтобы применить полученные знания и открыть производство в Грузии, Жан Батист помогает ему с техническим вооружением.
Самое удивительное, что французская компания сама являлась поставщиком коньяка императорскому двору России. Но, видимо, в отношениях приятелей было нечто такое, что было выше бизнес–интересов. И потом, вряд ли французы предполагали, что амбициозный грузин добьётся своей цели…
Свой первый коньячный завод Сараджишвии открывает в 1884 году. Помогают ему в этом деле его французские друзья, в том числе Жан Батист Камю. Сырье на заводе используется сугубо грузинское, а технология – французская. В 1902 году за заслуги в развитии производства алкогольных напитков Давиду Сараджишвили присваивается звание "Советника по коммерции". А в 1913-м компания получает звание "Поставщик двора Его Императорского Величества".
Сараджишвили стал основоположником классической технологии производства коньяка в Российской империи. Как утверждают сотрудники коньячного завода имени Давида Сараджишвили, коньяк и по сей день готовят на нем по той самой уникальной французской технологии.
Коньяк, спящий в раю
Свой первый коньячный завод Сараджишвили открыл на улице Белинского, ныне Човелидзе. После его смерти дело продолжили его верные друзья–технологи и брат его супруги Адам Поракишвили. Дела шли хорошо до начала Первой мировой войны. Потом все пошло кувырком – вначале сухой закон, затем революция…
К чести советской власти, к коньячному заводу отнеслись деликатно. Все выкуренные самим Сараджишвили спирты удалось сохранить и даже донести до наших дней. Сегодняшний коньячный завод находится уже в другом районе города. А имя Давида Сараджишвили заводу вернул сегодняшний глава компании Гуджа Бубутеишвили.
Солидный и внушительный, он раскинулся на приличной территории. Строительство его началось в 1939 году, а завершилось в 1954-ом. Завод состоит из двух массивных зданий. Оба строения образуют между собой просторный парк. Есть где разыграться фантазии и воображению – беседки, гигантское шахматное поле с передвигающимися фигурами и впечатляющая эмблема коньячного производства – горный козел. Говорят, Сараджишвили выбрал его как олицетворение силы, чистоты и ловкости.
Экскурсию по коньячным владениям мы начинаем с хранилища, в котором содержатся 16 тысяч дубовых бочек со спиртом разных лет выдержки. Далее главный технолог завода Давид Абзианидзе приглашает нас в рай — так называется часть спиртохранилища, где в домжанах (специальные бутыли) хранится уникальный спирт, выкуренный самим Давидом Сараджишвили в 1893 году.
"Процесс приготовления коньяка очень трудоёмкий и требует большого опыта, — рассказывает Давид с увлечением. О коньяке, он – проработавший на этом заводе 33 года, может говорить долго и с упоением. - В купаже участвуют коньячный спирт, смягчённая вода, инвертированный сахар и колер – карамелизованный сахар, представляющий собой тёмную жидкость. Он добавляется для придания коньяку интенсивности цвета. Согласно нашей технологии, для приготовления коньяка определённой марки используется несколько видов спирта. Благодаря этому разнообразию наших спиртов мы легко добиваемся композиции. Потом все это фильтруется и помещается в бутыли на шесть месяцев, в течение которых коньяк спит, отдыхает. Потом его еще раз подвергают фильтрации и разливают по бутылкам".
Экскурсия по заводу заканчивается приятным ритуалом — распитием коньяка в одном из его хранилищ. К концу путешествия ты, как правило, уже и так ощущаешь лёгкое головокружение. А тут тебе еще наливают янтарную жидкость в снифтер (бокал, из которого пьют коньяк), сопровождая советом подержать его некоторое время в руках, приласкать, чтобы он ответил тебе взаимностью и раскрылся всей своей композицией.
Пристанище интеллигенции
В Тбилиси есть еще одно место, помимо коньячного завода, которое неразрывно связано с памятью о Давиде Сараджишили. Это его дом, на бывшей Сергиевской, а ныне улице Мачабели, считающийся по праву одним из самых красивых архитектурных строений города. В нем Давид Сараджишвили родился и вырос, а потом перестроил во дворец невиданной красоты и подарил его своей супруге Екатерине Поракишвили на 25-летие их супружеской жизни. Его строительство было начато в 1903-ом и заняло два года.
Для составления проекта этого особняка специально из Германии был приглашён архитектор Карл Цаар. Дворец получился блестящим образцом слияния европейской и тбилисской архитектуры. Дом сразу же превратился в культурный центр, где собирался цвет интеллигенции. В неделю раз здесь проходили литературные и художественные вечера. Первая выставка художника Гиго Габашвили, который учился за рубежом благодаря спонсорству Сараджишвили, была организована в этом доме.
Для помощи талантливой молодёжи Давид Сараджишвили основал комитет. В функции этой организации входило выявление способных студентов и оплата их учёбы за границей. Притом, как отмечал сам меценат, "независимо от их национальности". Среди стипендиатов Сараджишвили были такие известные композиторы, как Закария Палиашвили, Дмитрий Аракишвили, Мелитон Баланчивадзе, Ия Каргаретели, Котэ Поцхверашвили, певцы Валериан Кашакашвили, Вано Сараджишвили, художники Гиго Габашвили, Мосе Тоидзе, Григол Месхи, скульптор Якоб Николадзе и многие другие.
Он заботился о них, опекал. Может быть, отчасти из-за того, что собственных детей у супругов так и не родилось… Платили ему любовью и молодые люди, которые первые свои произведения читали и представляли в этом особняке. У этого дома, как и у его владельца, интересная и трагичная судьба. После ухода из жизни супругов, брат Екатерины Поракишвили из-за финансовых трудностей вынес дом на аукцион. В 1918-ом дом приобрёл известный грузинский промышленник и меценат Акакий Хоштария.
Но в 1921 году, после советизации Грузии, Хоштария эмигрировал. А революционный комитет, передал дом грузинским писателям и деятелям искусства (в нем и по сей день размещается Союз писателей, проходят литературные вечера и встречи). Что же до трагической страницы в истории этого дома, то 22 июля 1937 года на втором этаже этого дома, на одном из обличительных собраний, покончил жизнь самоубийством поэт Паоло Яашвили. Слежка, абсурдные обвинения, доносы — писатели были вынуждены молчать или принимать предложенные системой правила. Многие этого террора не выдерживали…
Патриот, похороненный трижды
Давид Сараджишвили ушёл из жизни после продолжительной болезни 20 июня 1911 года. Как писали современники, таких грандиозных похорон после Ильи Чавчавадзе, Тифлис не помнил… Согласно последней воле мецената и промышленника, огромная часть многомиллионного состояния должна была быть использована на развитие грузинской нации. Дом же он ставил своей супруге Екатерине. По другой версии, Давид Захарьевич желал, чтобы в доме поместили выставочное пространство для образцов народных ремёсел. Предпринимателя и благотворителя похоронили в Пантеоне общественных деятелей в Дидубе.
Супруга Сараджишвили Екатерина Поракишвили заказала сараджишвилевскому стипендиату, ученику французского скульптора Огюста Родена Якову Николадзе надгробный камень. Но так его и не установила.
"Я не могу положить своими руками на него камень, — объяснила она. — Положите этот камень, когда меня не станет, и тогда мы с Давидом поровну разделим его тяжесть".
Екатерина Поракишвили-Сараджишвили умерла 11 августа 1916 года. Ее похоронили рядом с Давидом Сараджишвили. В 1938 году советские власти решили, что "заводчику и капиталисту" не место рядом с выдающимися личностями и дали брату Екатерины Поракишвили Адаму 10 дней на то, чтобы он уладил дело – перезахоронил родственников. Адам был уже в преклонном возрасте и стеснённых обстоятельствах. Притом настолько, что даже не представлял, как осуществить это материально. Выручило кольцо с пальца покойной. Он вспомнил, что во время похорон сестры не стал снимать с пальца перстня. Благодаря этому кольцу Адаму удалось оплатить расходы с перезахоронением ранее одного из самых богатых людей страны и его супруги.
Супруги были похоронены на городском кладбище в Ваке.
В третий раз Сараджишвили был перезахоронен уже в 1995-ом, по инициативе учредителя и президента акционерного общества "Сараджишвили" Гуджи Бубутеишвили. Сразу же после вступления в должность предприниматель решил воздать должное такому патриоту, как Сараджишвили, и распорядился предать земле останки Давида Сараджишвили и его супруги во дворе Кашветской церкви. Той самой, которая была построена большей частью на его деньги.