ТБИЛИСИ, 8 июл – Sputnik. После прихода к власти коалиция "Грузинская мечта" активно приступила реформированию судебной системы, чтобы сделать суд независимым. Спустя почти четыре года после смены власти вопрос остается открытым.
Существует опасность, что в результате собеседований, проводимых по старой системе, суды могут быть укомплектованы недостойными судебной мантии кандидатами, заявила парламентский секретарь президента Анна Долидзе озвучившая мнение Маргвелашвили.
Пакет из 11 законопроектов, разработанный министерством юстиции Грузии, представили в парламент Грузии еще в июле 2015 года. Но в первом слушании его смогли принять лишь в феврале 2016 года, а во втором – в апреле. При этом в него внесли определенные коррективы.
Таким образом, решили не менять действующее правило назначения председателей судов первой и второй инстанций Высшим советом юстиции.
При этом Минюст разработал жесткие критерии отбора судей и предложил задействовать институт инспектора. Согласно поправкам, инспекторы должны будут оценивать, насколько добросовестными и компетентными являются судьи.
Голосование в третьем, окончательном, чтении решили отложить до осенней сессии из-за отсутствия достаточной поддержки в парламенте. Для утверждения законопроектов необходимы голоса 76 депутатов из 150.
Президенту поправки о критериях отбора и оценки судей понравились и теперь он намерен убедить в их разумности разные политические силы. Он предложил заинтересованным партиям принять участие в консультациях.
С необходимостью реформирования судебной системы согласны ведущие оппозиционные силы, которые обвиняют суды в исполнении заказов «Грузинской мечты».
Третья волна и фактор Мурусидзе
Нынешний пакет законопроектов является третьей попыткой "Грузинской мечты" наладить работу суда.
Первой волной судебной реформы стало изменение в начале 2013 года правил комплектования Высшего совета юстиции. Тогда упразднили квоты президента и парламента. В Высший совет юстиции вошли шесть независимых кандидатов, не являющихся судьями, и шесть судей, избираемых Конференцией судей.
Второй волной стало введение трехлетнего испытательного срока для судей, назначаемых на должность бессрочно. Одним из первых стал Леван Мурусидзе.
Мурусидзе – не обычный судья, его личность окутана скандалами. При прежней власти именно он рассматривал одно из самых громких дел — об убийстве сотрудника "Объединенного банка Грузии" Сандро Гиргвлиани. За судебным решением последовала волна протеста, а Европейский суд по правам человека указал на серьезные недостатки в ходе судебного процесса.
При новой власти Мурусидзе назначили секретарем Высшего совета юстиции и председателем Тбилисского апелляционного суда. Это те политики, которые будучи в оппозиции, обвиняли власти Саакашвили в создании полицейского государства и покровительстве совершающих преступления чиновников. Одним из объектов критики был Мурусидзе.
С назначением на высокую должность Мурусидзе были категорически не согласны нынешние оппозиционеры, а именно представители прежней власти и президент Грузии.
По иронии судьбы теперь Мурусидзе утверждает, что во власти есть некая группа лиц, которые хотят прибрать к рукам судебную систему.
"Скажу прямо, я приветствую проведение как можно больше реформ для развития судебной власти, но я уверяю вас, они не закончатся, сколько бы законов не было принято, пока определенная группа не завладеет основами власти", — заявил Мурусидзе.