Социальная драма "Салам Масква": мигранты как надежда российского кино

© photo: Sputnik / Valery Shustov / Перейти в фотобанкПанорама Москвы
Панорама Москвы - Sputnik Грузия
Подписаться
Режиссер правдивой социальной комедии о мигрантах "Салам Масква" Павел Бардин рассказал корреспонденту Sputnik о причинах ксенофобии, актуальном кино и подпольной вьетнамской фабрике.

Авторы фильма "Салам Масква" взялись за амбициозную задачу непредвзято рассказать об этнической идентичности и отношении к мигрантам в России. Режиссер попытался показать "все как есть" – в сложном мире сериала нет плохих и хороших, правых и неправых, а межнациональные трения показаны как главный городской конфликт.

Два напарника отдела МВД, дагестанец и русский, подтверждают и опровергают национальные стереотипы. Саня и Рустам из специального отдела, созданного для борьбы с правонарушителями среди мигрантов. Капитан Ребров, пьяница и ксенофоб, получает в напарники юного дагестанца Али Алиева, который только что окончил школу милиции. Это правоверный мусульманин с наивными представлениями о справедливости.

Режиссер сериала "Салам Масква" Павел Бардин объяснил, почему он решил посвятить фильм проблемам межнациональных отношений.

© photo: Sputnik / Екатерина Чеснокова / Перейти в фотобанкРежиссер Павел Бардин, архивное фото.
Режиссер Павел Бардин, архивное фото. - Sputnik Грузия
Режиссер Павел Бардин, архивное фото.

– С какой целью вы снимали кино? Показать многообразие этносов?

– На самом деле мы не гнались за количеством этносов. Хотелось, конечно, показать многообразие, но национальности возникали попутно. Дагестан представлен аварцами и даргинцами. Таджики, мегрелы, вьетнамцы, азербайджанцы, армяне, гагаузы… Всех не перечесть.

Рядом с нами абсолютно другая жизнь, которую невозможно случайно подсмотреть. Мы снимали и на подпольной вьетнамской фабрике – интересное погружение. Заводской цех, задраенный как подводная лодка и разделенный на два этажа, на рабочий и спальный. В спальной зоне столовая, душ, туалет, место для чемоданов.

Беженцы на сербско-венгерской границе - Sputnik Грузия
ЕС потратит на борьбу с миграционным кризисом в два раз больше средств

Съемочная группа подсмотрела много лайфхаков: как хранятся чемоданы, как располагаются зубные щетки. Люди спят посменно на деревянных нарах. Пятьдесят человек  работают вахтовым методом, по три месяца не выходят из помещения – такое право имеют только два человека.

Кто не работает, спит или курит бамбуковые трубки с дешевым вьетнамским табаком. Все максимально аутентично: вьетнамские овощи, надписи на стенах, рисунки, стихи, музыка. Они скачали нам вьетнамские песни, которые мы использовали в фильме. Среди них были замечательные люди, которые помогли нам снимать кино. Получается, это и другой мир, и в то же время близкий, родной.

– Получилось ли за время съемок сериала прочувствовать жизнь мигранта в России? Каково это, жить и работать в другой стране?

– Мигрантам везде некомфортно, особенно, когда их называют мигрантами. В России у приезжих людей особый статус. Хотелось бы, чтобы москвичи изменили свое отношение к иностранцам, и принимали тех, кто приезжает со своими знаниями и талантами, кто трудится, душу вкладывает, чтобы сделать нашу жизнь лучше. Москва держится на приезжих, а если ожидать плохого, ничего хорошего не выйдет.

Михаил Джанелидзе - Sputnik Грузия
Джанелидзе: отсрочка ЕС отмены виз для Грузии связана с миграцией

В накале ненависти можно обвинить СМИ – я бы не пропагандировал войну, какой бы она не казалась праведной. Однако причина ксенофобии не в новостях. Существует инстинкт, который на всякий случай подсказывает, что любой чужой – враг. Это чувство нужно побороть, а не будешь сопротивляться – родится кухонная ксенофобия, которая потом может вырасти в настоящий нацизм.

– Как актеры, представители таких разных стран взаимодействовали друг с другом на площадке?

– Естественно, шуток на национальную тему, пародий и подколов было много, но откровенных оскорблений я не помню. С серьезными проблемами на религиозной, половой или национальной почве мы не столкнулись. Конфликты случались, но только в связи с вопросами кинопроизводства: "Ты делаешь так, а мне не нравится", "Ты текст не выучил, иди поучи". Потому что все заняты работой, а работа объединяет.

– Как родилась идея создать фильм на миграционную тему, и почему вы ее поддержали?

– Ко мне пришел продюсер и режиссер Денис Евстигнеев и предложил такую идею. Только изначально было похоже на американский полицейский детектив XX века, а мне хотелось сделать более социальную историю за счет усиления конфликта главных героев, чтобы сделать этот конфликт движком сюжета.

Президент РФ Владимир Путин на расширенном заседании коллегии МВД - Sputnik Грузия
Путин: нужно тесно работать для пресечения нарушений в сфере миграции

Фильм получился социальной драмой или, скорее, социальной комедией. Социальная драма пока не очень укоренилась в российском кино, потому что снимают мало – социальности боятся, а в драму тем более не вкладываются. Однако выход первых серий сериала вызвал большой интерес, потому что новое всегда интересно. Интересно новое кино, похожее на жизнь. Это мы и пытались сделать. Видимо, получилось.

О съемках фильма договорились на удивление быстро. Я приготовил предложения и пришел к Константину Эрнсту, а он все одобрил. Это было неожиданно, потому что ранее у меня был совсем другой опыт общения с продюсерами. Сразу вместе с большой командой авторов начал писать сценарий, придумывал сюжетные линии и дополнительных персонажей.

Повезло, что на стадии написания сценария получилось поехать в Дагестан – когда писал, понимал, где именно будут съемки, пообщался с местными, и получилось очень продуктивно. Съемки начались в феврале 2012 года, а готовую историю сдали уже через девять месяцев.

– Какие темы помимо миграции можно затронуть, чтобы снять актуальное кино? О чем снимать, чтобы возродить российское кино?

Премьер-министр РФ Д. Медведев принял участие в Мюнхенской конференции по безопасности - Sputnik Грузия
Премьер РФ: неконтролируемая миграция в Европе связана с терроризмом

–  Актуальное кино – это кино для взрослого зрителя о болезненном и остром. Любая болезненная тема подойдет. Пока большинство таких сериалов создаются за границей – "Больница Никербокер", "Гладь озера", "Игра престолов" или "Массовка" с национальным неполиткорректным, но правильным юмором.

Однако в возрождение российского кино я верю, потому что Россия – удивительная стана. Здесь надежда как птица Феникс всегда возрождается из пепла. Нас показывают, и это хороший знак. Я готов надеяться.

Лента новостей
0