ТБИЛИСИ, 13 июл – Sputnik. В Лондоне 13 июля 1908 года открылись IV Олимпийские игры, в которых впервые приняли участие женщины.
В том году на проведение игр претендовали Берлин (Германия), Милан и Рим (Италия). Конкурс выиграл Рим. Но после того как в 1906 году итальянская столица отказалась от их проведения, было принято предложение Лондона организовать IV Олимпиаду в столице Великобритании, где в кратчайшие сроки были выстроены Олимпийский стадион на 70 тысяч мест, 100-метровый плавательный бассейн, подготовлены другие спортивные сооружения.
По количеству участников, широте программы и достигнутым результатам IV Олимпийские игры затмили все предыдущие.
Официально открыл Игры IV Олимпиады Король Великобритании Эдуард VII 13 июля 1908 года, хотя первые соревнования начались уже 27 апреля (завершились 31 октября 1908 года).
В борьбу за золотые медали вступило больше спортсменов, чем на трех предыдущих Олимпиадах вместе взятых. Впервые на Игры приехали атлеты из Исландии, Новой Зеландии, России и Турции. Финляндия, входившая в состав Российской империи, прислала самостоятельную команду.
Олимпийцы Новой Зеландии объединились с австралийцами, и в протоколах соревнований появилось название "Австралазия". Впервые проводились соревнования по водно-моторному спорту, хоккею на траве. В Лондоне в рамках летней Олимпиады на искусственном льду разыгрывалось первенство по фигурному катанию на коньках.
Женщины участвовали в соревнованиях по теннису, стрельбе из лука и фигурному катанию.
Впервые во время торжественного парада команды шли под государственными флагами, и каждая — в собственных, не похожих на другие костюмах. На предыдущих Играх участники маршировали в спортивной форме.
На Олимпиаде в 1908 году было установлено 13 рекордов в легкой атлетике и шесть — в плавании. Восемь сборных из семи стран участвовали в первом олимпийском турнире по футболу (две команды выставила Франция).
Три призовых места заняли Великобритания, США и Швеция.
Лондонские Игры подарили миру "золотую" олимпийскую формулу: "Главное не победа, а участие!", которую нередко приписывают Пьеру Кубертену.
В действительности эти слова произнес 19 июля 1908 года епископ Пенсильванский во время службы в соборе Святого Павла в честь участников Игр.