По мнению Надирадзе, из-за того, что в Грузии фактически нет арт-менеджеров и арт-администраторов, невозможно осуществление множества важных культурных проектов, и они остаются лишь на уровне идеи. Дато, с которым мы связались в США, рассказывает о своей деятельности и проектных идеях.
- Насколько мне известно, параллельно учебе, вы еще и работаете в своей сфере…
— Сейчас я учусь по высшей магистрантской программе (по нашей системе образования это докторантура — прим. авт.) арт-администрирования Университета Южной Юты. Полное финансирование обучения и проживания я получил от Международного центра образования и самого нашего университета. Поскольку вы пишете об успешных грузинах, то в моем случае успехом, наверное, прежде всего, можно было бы считать найденную здесь работу и полностью обеспеченное финансово обучение.
- Вы работаете в арт-музее Южной Юты и планируете провести определенные исследования в связи с Грузией. О какого вида исследованиях речь?
— У меня есть определенные планы и идеи для осуществления в Грузии. Во-первых, хочу основать познавательного характера музей о древнейших методах производства вина в мира. Этой идеей очень заинтересовались и ассоциации американских музеев. Несколько компаний откликнулись и из Грузии – те, что заинтересованы в инвестировании. Во-вторых, хочу начать в Грузии арт-адвокатирование, в рамках которого в обществе будут проведены исследования и кампании по влиянию культуры и искусства в обществе. В частности, о влиянии на подростков и молодежь, на бизнес и экономику, на развитие туризма, на повышение привлекательности страны для гостей и инвесторов и т.п. Также хочу помочь арт-организациям стать сильнее, чтобы они могли правильно осуществлять арт-маркетинг, поиск и привлечение финансов, стратегическое планирование, исследования, защиту авторских прав и многие другие организационные задачи, жизненно важные для их успеха и организационной устойчивости.
- Ни для кого не секрет, что в нашей стране подобные идеи считаются непопулярными и редко финансируются…
— Я обучаюсь именно тому, как создать в стране такой фон, чтобы подобные идеи стали привлекательными и финансируемыми. К примеру, археологи не должны тратить время на то, чтобы привлечь средства для проектов археологического характера. Финансирование их деятельности и коммуникацию с лицами, принимающими решение, должны обеспечивать арт-менеджеры. Проблема грузинской культуры заключается в том, что у нас фактически нет арт-менеджеров и арт-администраторов.
Что касается финансирования проектов, то, по моему мнению, в Грузии как маленькой стране гораздо легче добыть финансирование, нежели в больших и развитых странах, где так называемый нетворкинг сложнее, и регуляции значительно тормозят подобные процессы. Лично я много раз получал финансирование от различных фондов и государственных организаций. Привлечение средств – это процесс, который должен быть правильно спланирован. В виде разного типа финансирования за последние четыре года мной было привлечено 230 тысяч долларов США. Этим я хочу сказать, что в Грузии финансирование найти возможно, а вот неудачи следует объяснять не виной доноров, а уровнем собственного профессионализма.
- Дато, вам принадлежит концепция познавательного музея древнейшего производства вина в Грузии…
— Верно. Осуществление такого проекта реально, и об этом свидетельствуют оценки и отклики, последовавшие за презентацией идеи, которая состоялась в октябре на конференции Ассоциации музеев западных штатов Америки. На ней присутствовали представители около 250 американских музеев. С Грузией как страной-производителем старейшего вина знакомы мало. Именно поэтому необходимо, чтобы были осуществлены новые идеи, которые подчеркнут древность грузинской культуры и отметят на карте страну как раз по этому признаку. Надеюсь, что, вернувшись на родину, получу возможность осуществить многие важные грузинские проекты.