В 2016 году эта дата совпала с Шабатом, поэтому пост перенесли на следующий день – на воскресенье, 24 июля (на 18 Тамуза по еврейскому календарю).
Поститься в субботу можно только один день в году — в Йом Кипур, что переводиться с иврита как "День Искупления", который в этом году отмечается 12 октября.
Тамуз — четвертый месяц еврейского календаря при отсчете от исхода из Египта и десятый при отсчете от сотворения мира. Название происходит от имени вавилонского бога, упоминаемого в книги Иезекиля.
С поста 17 Тамуза начинаются три траурные недели – этот период называется "Бейн гамецарим", что в переводе означает "в теснинах", который завершится еще одним строгим постом 9 Ава (в этом году — 13 августа). Это период печали, потому что на протяжении всей истории Израиля именно на эти дни выпадали самые тяжелые испытания.
История бедствий
По преданию, во время потопа именно 17 Тамуза Ной послал из ковчега на землю голубя — проверить, ушли ли воды. Но голубь не нашел "пристанища для своей ноги". Так и народ Израиля, который уподобляется в Торе голубю, не может найти себе пристанища в этот день.
В 1313 году до нашей эры, в год Исхода из Египта, всего через сорок дней после получения Торы на горе Синай, евреи сделали золотого тельца, совершив тяжкий грех идолопоклонства. А 17 Тамуза Моисей, спустившийся с Синая со скрижалями Завета, увидев литое изваяние тельца и евреев, пляшущих вокруг него, не смог удержать скрижали в руках — они упали и разбились.
И хотя Моисей все же сумел вымолить у Бога прощение заблудшему народу, но этот день так и остался несчастливым днем, так как грех не был искуплен полностью.
Почти через девять столетий сыны Израиля, жившие в Земле Обетованной, снова отступили от заповедей, забыли Тору — они поклонялись идолам и проливали человеческую кровь. И то, и другое — прямое нарушение заповедей.
В 425 году до нашей эры Иерусалим был осажден вавилонской армией, а 17 Тамуза прекратились ежедневные жертвоприношения в Храме — невозможно было доставлять жертвенных животных. Это было признаком надвигающейся катастрофы. В 423 году до нашей эры был разрушен Первый Храм, потеряны земля и свобода.
В этот же день в 165 году до нашей эры Апостомос, наместник царя Антиоха, сжег Тору, поняв, что самый верный путь поработить евреев — это нанести удар их духовному достоянию. Сожжение Торы было началом гонений на еврейство и одной из главных причин восстания Маккавеев.
В этот день в Храме водрузили статую идола. По одной версии, это случилось в эпоху Второго Храма и тоже было одним из деяний Апостомоса. Согласно версии Иерусалимского Талмуда, это совершил царь Иудеи Манассия, который правил в эпоху Первого Храма и прославился тем, что "затопил Иерусалим невинной кровью" и был идолопоклонником, превзошедшим всех своих предшественников.
В этот же день в 68 году нашей эры, после полугодичной осады, римская армия разрушила стены Иерусалима и начались бои на улицах города, в ходе которых убили около миллиона евреев и разрушили Второй Храм. И вновь за поражением последовало изгнание.
Это лишь самые известные из мрачных событий, происходивших в этот день на разных этапах истории еврейского народа.
Пост
Пост начинается с рассвета с покаянных молитв слихот (просьбы о прощении), написанных специально для этого дня, и длится до появления звезд. Все это время нельзя пить и есть.
Глубокий смысл всех постов в том, чтобы провести анализ бедствий, происшедших с народом, осознать их причины, что приведет к исправлению и к возвращению на путь Торы.
В науке каббале говорится, что все приходящее в материальный мир спускается из духовных корней. Разрушение Храмов на земле является следствием разрушения единой души, которая называется духовным Храмом.
После падения Второго Храма евреи вышли в самое тяжелое и длительное изгнание, все дальше отдаляясь от корней, и друг от друга.
"В теснинах"
Во все дни "Бейн гамецарим" принято соблюдать особую осторожность, например, не посещать опасные места, такие как бассейны, пляжи, экстремальные, туристические мероприятия и так далее. Рекомендуется не проводить в период этих трех недель операции и другие виды медицинского вмешательства, которые можно отложить.
С 17 Тамуза по 9 Ава накладываются еще и иные ограничения на то, что вызывает радость и удовольствие, причем строгость запретов возрастает с приближением к последнему дню.
Законы и обычаи
В этот период не устраивают свадьбы. Разрешено совершать помолвки и устраивать по этому поводу трапезы, но только до 1 Ава (в этом году — 5 августа).
Не слушают музыку и не играют на музыкальных инструментах. Еврей-музыкант ради заработка имеет право играть для неевреев — до 1 Ава.
Начиная с 1 Ава, не едят мясо и не пьют вино. Исключение составляют субботние трапезы и трапезы, которые устраивают в честь исполнения заповеди.
С 1 по 9 Ава не стирают одежду и не надевают чистую, пусть и выстиранную заранее (в честь субботы разрешается переодеться в чистое белье и праздничную одежду). Не покупают и не шьют новую одежду, даже у портного-нееврея.
Не стригутся сами и не стригут кого-либо, даже маленьких детей. В последнюю перед 9 Ава неделю не стригут ногти.
С началом месяца Ава вступают в силу дополнительные ограничения. В эти дни не строят здания, предназначенные для развлечений, а частное строительство продолжают лишь в случае острой необходимости.
Не переезжают на новую квартиру. Если еврей ведет тяжбу с неевреем и предстоит судебное разбирательство, он должен постараться, чтобы суд отложили до окончания месяца Ава или, в крайнем случае, до 11 Ава (в этом году — 15 августа).
Самым траурным для евреев днем считается 9 Ава — единственный день в году, когда еврей не только не обязан, но и не имеет права изучать Тору (ведь изучение считается источником радости).
В этот день запрещено как есть, так и пить. В синагогах — полумрак и необычная тишина, потому что в этот день все говорят вполголоса, как разговаривают в доме, где лежит покойник. Снят занавес с ковчега, в котором хранятся свитки Торы, люди не приветствуют друг друга, не пожимают рук, не улыбаются.
После вечерней молитвы верующие садятся на низкие скамейки или на пол и слушают горестную песнь о Иерусалиме из книги "Эйха" (Плач Иеремии), а затем читают поэтические отрывки из "Кинот", полные скорби о разрушении Храма и бедствиях, постигших после этого еврейский народ.
В этот день не умываются, а утром моют только пальцы и протирают ими глаза. Нельзя смеяться, веселиться, надевать кожаную обувь. Запрещена супружеская близость.