На этой неделе министр нефти Ирана Биджан Зангане заявил, что Иран заключил соглашение "о пробном экспорте" газа в Грузию через территорию Армении. В частности, Иран планирует ежегодно экспортировать в Грузию до 500 миллионов кубических метров газа.
Для осуществления "пробного экспорта" иранского газа в Грузию, через Армению, необходимо подписать трехстороннее соглашение, которым определяется принимающая сторона, заявляют в Грузии.
Официальный Тбилиси считает, что договор между Ираном и Арменией оформлен в двустороннем формате, соответственно Грузия не имеет никакого отношения к документу о "пробном экспорте" природного газа, которые оформили Ереван и Тегеран.
В министерстве энергетики подтвердили, что ранее действительно вели переговоры с Ираном о поставках дополнительных объемов природного газа. Но соглашение не было достигнуто, поскольку цена, предложенная иранской стороной, оказалась выше цены российского газа и газа, поступающего из Азербайджана.
Грузинская сторона утверждает, что для получения серьезных объемов газа из Ирана в Грузии нет соответствующей инфраструктуры.
Импорт под вопросом
Грузия на данном этапе не ведет переговоров с Ираном о поставках голубого топлива, так как государство не имеет проблем с обеспечением социального сегмента газом, после оформления договора с Азербайджаном, заявила "Новости-Грузия" замминистра энергетики Грузии Мариям Валишвили.
"Если переговоры ведет частное лицо, оно должно представить договор, в противном случае этот газ не сможет попасть в нашу сеть. Но пока такой информации у нас нет", — заявила она.
По ее словам, на сегодняшний день Грузия сама поставляет газ в Армению, а на территории Армении не существует независимого трубопровода, по которому Иран сможет прямо поставлять газ в Грузию.
"Речь идет, наверное, о приграничных так называемых физических свопах, что означает, что часть газа, который поступает в Армению из России останется в Грузии, в тоже время газ, поставляемый Грузии, если такой контракт будет, останется в Армении", — сказала Валишвили.
Существует два пути транспортировки иранского газа в Грузию — через Азербайджан, инфраструктура которого амортизирована, и Армению, где инфраструктура повреждена меньше, полагает аналитик Ассоциации молодых финансистов и бизнесменов Андриа Гвидиани.
По его словам, прецедент поступления в Грузию малого объема газа через Армению уже существует — о больших объемах речи никогда не было, поскольку инфраструктура не настолько надежна, как, например, магистральный газопровод Север-Юг.
А после реабилитации газопровода, конечно, станет возможным доставка иранского природного газа в Европу через Грузию, полагает аналитик.
Грузинский коридор
Без серьезных инвестиций иранский газ не сможет добраться на европейский рынок через территории Армении и Грузии по существующей инфраструктуре, считает замминистра энергетики Мариям Валишвили.
"Практически это самый короткий путь для иранского газа для достижения на европейский рынок, но трубопроводы, существующие сегодня на территории Грузии и Армении, абсолютно локального характера и имеют ограниченные возможности. Мы проектировали и строили трубопроводы не для осуществления транспортировки иранского газа в Европу", — сказала замминистра.
При этом она отметила, что теоретически возможность транспортировки газа по территории Азербайджана и Армении есть, однако для реализации такого проекта должна быть коммерческая мотивация.
Для Европы Иран как поставщик очень перспективен, с которой может оформить реверсный договор, считает аналитик Ассоциации молодых финансистов и бизнесменов Андриа Гвидиани.
"Реверсные договора — апробированный метод закупки природного газа. Когда страны друг с другом не соединяет инфраструктура, то природный газ в ту или иную страну поступает на основании реверсного договора", сказал аналитик.
А польза Грузия в случае, если иранский газ пройдет по ее территории, будет зависеть от оформленного договора, отметил он.
Иранский газ может стать альтернативой российскому, так как этот продукт востребован в Европе, а у Ирана есть соответствующие запасы, считает член совета директоров Грузино-иранской объединенной Торгово-промышленной палаты Иване Мтвралашвили.
"Чем больше проектов международного значения пройдет через Грузию, тем больше вырастет имидж страны на международной арене. Главное определить, насколько будет маршрут Иран-Армения-Грузия- Европа прибыльным, насколько возможным будет реализация этого маршрута, насколько возможно строительство трубопровода с географической точки зрения. Желание у Ирана есть, но насколько это реально станет известно в ближайшие месяцы", — отметил Мтралашвили.
При этом он подчеркнул, что в реализации проекта, такого масштаба серьезную роль играет как региональная, так международная политика, а также нельзя исключать фактор России.
"Примерно 60% газа, используемого Европой, поступает из России. Поэтому Европа старается диверсифицировать, меньше завесить от российского газа и найти альтернативные источники", — сказал он.
Торговля Грузии с Ираном
Торгово-экономические, промышленные отношения между Грузией и Ираном в последние годы развивались достаточно динамично, и отмена визовых ограничений для иранских туристов дал дополнительный импульс для их развития, считает член совета директоров Грузино-иранской объединенной Торгово-промышленной палаты Иване Мтвралашвили.
Торговый оборот между Грузией и Ираном в 2015 году составил 128,1 миллиона долларов, а за первые шесть месяцев 2016 года — примерно 53 миллионов долларов. При этом экспорт составил более 16 миллионов долларов, а импорт — примерно 37 миллиона долларов.
"Иран является традиционным поставщиком дорожного битума, это нефтепродукт, который используется при строительстве дорог. Можно сказать, что сегодня абсолютное большинство использованного продукта импортировано из Ирана", — отметил он.
По его словам, из Ирана импортируются различные продукты, в том числе продукты питания, химической промышленности, стройматериалы.
"Иранцы заинтересованы в инвестировании в строительный сектор, в производство сельскохозяйственной продукции, туризм, в сферу энергетики. То есть, перспектива у этих отношений очень большая и после того, как были сняты санкции эти перспективы расширяются", — отметил Мтралашвили.
По его словам, проблемой является тот факт, что прямые банковские транзакции между Грузией и Ираном пока не осуществляются из-за того, что санкции с Ирана не сняты до конца.
"Эти санкции в ближайший период тоже будут сняты и соответственно не будет проблем с поступлением крупного иранского капитала в Грузию, что будет также способствовать углублению торгово-экономических отношений между двумя странами, сказал Мтралашвили.
По его словам, Иран хочет импортировать питьевую воду, лесоматериалы, минеральные, газированные воды.
"Экспорт в Иран в каком-то количестве осуществляется, но не в таких масштабах каких хотелось бы грузинской стороне. Из Ирана все возится в свободном режиме, никаких проблем нет, но грузинская сторона встает перед определенными бюрократическими барьерами при ввозе того или иного товара на иранский рынок. Поэтому желательно, чтобы в Иран также свободно ввозились наши товары, как иранские в Грузию", — заключил он.