Серафим Саровский почитается православными как один из святых–чудотворцев. Люди уверены, что молитвы и просьбы, обращенные к Серафиму Саровскому, способны исцелить больных от любых болезней, защитить от дурного влияния.
Духовный путь
Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству.
Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством.
Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого.
Предназначение
Преподобный Серафим Саровский, до монашеского пострига — Прохор Мошнин, родился в 1754 году в купеческой семье. Его родители были жителями Курска. Отец Исидор брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ.
В детстве Прохору чудесным образом удалось избежать смерти после падения с колокольни собора, который начинал строить отец, а после его смерти — мать Прохора Агафья. Еще одно чудо было явлено, когда, будучи тяжело больным, он исцелился от иконы Знамения Пресвятой Богородицы.
Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Его мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь медным крестом, который он всю жизнь носил на груди.
Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение святым Киево-Печерской лавры. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор в лавре, благословил его идти в Саровскую пустынь.
В конце ноября 1778 года он пришел в Саровский монастырь, где настоятелем тогда был старец Пахомий, который назначил ему в духовники старца Иосифа. Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря (чтеца).
В августе 1786 года принял постриг с именем Серафим, что означает "пламенный". Вскоре он был возведен в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха.
Подвиг
После этого преподобный взял на себя подвиг пустынножительства, срубив себе келью в лесу на реке Саровке. Позже святой Серафим усугубил свой подвиг и тысячу дней и ночей с воздетыми руками молился на камне: "Боже, милостив буди мне, грешному". Он пережил нападение разбойников, которые нанесли святому топором глубокие раны. Вскоре разбойники были пойманы, а преподобный их простил. По выздоровлении преподобный Серафим на три года взял на себя подвиг безмолвия.
Весной 1810 года он возвратился в обитель, где ушел в затвор — никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве.
В конце 1825 года после явления Пресвятой Богородицы, которая велела святому выйти из затвора, преподобный Серафим начал принимать посетителей, приходящих к нему за советом и утешением. Свои наставления он сопровождал исцелениями, пророчествами и чудесами. Современники Серафима Саровского особо отмечали, что святой исцелял не столько кротким словом, сколько любовью и радостью, исходившими от него.
В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о Дивеевской женской обители.
15 января 1833 года преподобный Серафим Саровский скончался в своей келии во время коленопреклоненной молитвы перед иконой Божией Матери.
Канонизация
В 1895 году в Святейший Синод было представлено произведенное особой комиссией расследование о чудесных знамениях и исцелениях, явленных по молитвам отца Серафима. Расследование это, начатое комиссией 3 февраля 1892 года, окончено было в августе 1894 года и производилось в 28 епархиях Европейской России и Сибири.
В 1903 году, накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, под наблюдением преосвященного Димитрия Тамбовского была вскрыта могила Саровского чудотворца и прокопан кирпичный свод склепа, в котором дубовый гроб был совершенно цел. По получении акта об освидетельствовании честных мощей Священный Синод подготовил решение о канонизации иеромонаха Серафима.
1 августа, в день рождения святого, торжественно были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку.
В этот день в присутствии российского императора Николая II и его семьи, при огромном стечении народа состоялась канонизация преподобного Серафима Саровского. На торжества канонизации чудотворца в Саровскую пустынь съехались, по разным данным, от 50 до 300 тысяч паломников.
С этого времени преподобный Серафим прославляется православной церковью в лике святых угодников Божиих. Святой старец почитается верующими как один из величайших подвижников Русской православной церкви, еще при жизни получивший от Господа Иисуса Христа дар чудотворений и исцелений, и после кончины не оставляющий всех просящих у него помощи.
После закрытия Саровской обители в 1920-х годах мощи святого были изъяты, их след затерялся. В январе 1991 года они были обнаружены в Казанском соборе Ленинграда (Санкт Петербурга), откуда торжественно были переданы в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.
Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство — краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти — слышавшими их.
Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана "Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни", состоявшаяся в конце ноября 1831 года, за год с небольшим до его преставления.
Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания.
Материал подготовлен на основе открытых источников.