Незаживающей раной исторические перемены стали для ветеранов Великой Отечественной войны. Страны, за которую они воевали, отдавали жизни и здоровье, уже нет, и о большинстве тех, кто помогал бороться с фашизмом, вспоминают раз в год – на 9 мая. В этот день им дарят подарки, приглашают на приемы, а на следующий день ветераны снова остаются один на один со своими воспоминаниями и болью от старых ран.
Sputnik побеседовал с одним из грузинских ветеранов. Шоте Сомхишвили 92 года. На фронт он ушел сразу после школы, прошел всю войну. В гражданской жизни работал педагогом, а сегодня живет в тбилисском доме престарелых, где его изредко навещает дочь. А сына ветеран не видел уже давно. Шота Сомхишвили непонятны новые правила, по которым живет мир вокруг, пугает молодежь в татуировках и пирсингах, ужасает современный кинематограф. Но самое страшное – это одиночество и тоска по прошлой жизни, по ушедшей молодости, по друзьям и близким.
- Как вы оказались на фронте?
— Сразу после школы меня забрали в армию, служил в звуковой разведке. После завершения войны, до 1947 года, прослужил в танковой части на Урале. Мама хотела, чтобы я стал врачом. Но я решил окончить сельскохозяйственный институт, а затем педагогический. В Тбилиси работал в райкоме, потом, до пенсии — педагогом. Вырастили с женой двоих детей. Жена умерла от рака, с выросшими детьми отношения не сложились, и так я оказался здесь. Уже семь лет так и живу. Последнее время трудно ходить, из комнаты не выхожу.
- Как вы восприняли распад Советского Союза, что чувствовали в тот момент?
— Мне было 67 лет, уже вышел на пенсию. Было трудно понять, что происходит, так стремительно все происходило. Я душой и телом коммунист. Помню, тогда подумал, что это – конец. И осознал вдруг, что никто больше не восстановит Советский Союз и прежняя жизнь закончилась, впереди – полная неопределенность. Молодые все воспринимают иначе, а для меня это был крах – крах всего, чем я жил и во что верил. И до сих пор я считаю, что распад СССР – это большое зло.
Возможно, мы не были очень богатыми, но когда открывали холодильник, там всегда была еда. Я не боялся прихода гостей, в любой момент мог накрыть стол на 7-8 человек, и так было у всех. Не было такой нужды, как сегодня. Мы жили, зная, что нам обеспечена возможность работы, медицина и образование, даже отдых на курортах, пенсия, на которую можно было жить. А сегодня мы разделены на богатых и бедных, на тех, которые ужинают в ресторане, и тех, у кого нет денег на кусок хлеба.
- Как вы думаете, в чем причина перемен?
— Советский Союз распался из-за неумения, неспособности тех, кто был у власти, управлять страной после Сталина. На самом деле распад СССР, я убежден, начался именно со смерти Вождя.
Берия не пользовался симпатиями в Кремле, и Сталину советовали избавиться от него, а он говорил, что пока нуждается в нем. Видимо, это дошло до ушей Берия, он подумал, что разделит судьбу Ежова. Я уверен, что Сталина убил Берия. Его все боялись настолько сильно, что к Сталину другой никто бы не посмел приблизиться. Сталин умер не своей смертью, и никто меня не переубедит.
После Сталина власть к рукам прибрал Никита Хрущев, но из-за своей малообразованности и неопытности обанкротил страну, а период правления Брежнева помнят все – это было время, когда все стояло на месте.
Постепенно экономическая ситуация ухудшилась, было сложно управлять страной, поэтому были вынуждены разрушить Советский Союз. Конечно, вмешались и США, я уверен, что Рейган заплатил Горбачеву большие деньги. Запад потом сам испугался того, что произошло, настолько неконтролируемые начались процессы. Советский союз можно было сохранить, но тем, кто был у власти, оказался выгодным его распад. Многие тогда сделали деньги. А сейчас – что говорить? Прошлого не вернешь.
- Что из той жизни вы бы посоветовали политикам забрать в сегодняшний день?
— Людям нужно вернуть возможность бесплатной учебы, бесплатную медицину, гарантии на работу. Почти все сегодня живут в страхе перед завтрашним днем – по уши в кредитах, в любой момент каждый может остаться без работы. А старость – это катастрофа, на что хватит нашей пенсии? На лекарства, да и то не все.
- Самая большая проблема сегодняшней жизни, по вашему мнению…
— Самое страшное, что молодые перестали читать. Я был учителем, преподавал биологию и химию. Каждая поездка в Москву была для меня событием, потому что привозил оттуда книги. Книги всю жизнь были со мной, а я – с книгами.
Книги умирают, и вместе с ними уходит духовность. Может быть, это страшнее, чем распад СССР.
Я живу воспоминаниями. Почти не хожу и уже не могу читать, потерял все фотографии. Сижу целыми днями и перелистываю в уме свою жизнь, и перелистываю книги, которые запомнил на всю жизнь.
Я… что я… несмотря на то, как я живу сейчас – да, мне плохо, у меня болит тело, болит душа, каждый день я жду, что он будет последним… Но я прожил насыщенную жизнь. В ней было все – любовь, радость и горе, удачи и потери.
Мир изменился, молодежь – другая. Пусть все найдут свое место в жизни. И читайте! Читайте и не бойтесь любить и мечтать.