Успешная грузинская пианистка Мариам Бацашвили живет в Веймаре и учится в Университете имени Ференца Листа. Первый приз она завоевала на 10-ом международном фортепьянном конкурсе имени Листа. С концертными программами ей довелось выступать на американском континенте, в Европе, Азии, Африке… О том, каким был ее творческий путь, пианистка рассказала Sputnik из Австрии.
- Известно, что именно из-за педагога дети либо любят, либо ненавидят музыку. Вам, видимо, повезло, что важным для Вас человеком, педагогом музыки была Наталья Нацвлишвили…
— Моему педагогу музыки Наталье Нацвлишвили, действительно, принадлежит большая лепта в моем музыкальном, человеческом и духовном развитии. С шестилетнего возраста по сей день я продолжаю быть ее ученицей. На уроки музыки я всегда шла с большим интересом и желанием. И сегодня, когда я живу в Веймаре и учусь в Университете имени Листа, ее уроки для меня по-прежнему приоритетны. Этот человек награжден еще и поистине режиссерским талантом – от ее взора не ускользает даже самая мелкая, незначительная деталь.
- Помните, как получили свой первый приз?
— Да, это был 10-ый международный фортепьянный конкурс имени Листа… Стоять на сцене зала на две тысячи зрительских мест, исполнять финальный тур на конкурсе, к которому готовилась весь год, было очень волнительно. В зале среди приглашенных гостей была королева Максима, что еще больше обостряло во мне чувство ответственности… На протяжении всего конкурса Наталья была со мной, давала заключительные напутствия и подбадривала меня. Я очень нервничала — хотелось достойно предстать перед жюри и слушателями. В том, что мне удалось на сцене взять себя в руки и исполнить произведение так, как я хотела, мне помог подготовительный период конкурса. Я и моя любимая учительница Ната шли к цели с большой любовью и огромным желанием добиться успеха.
- С концертными программами вы выступали во многих странах мира, на многих континентах… Выступление в какой из стран вам запомнилось больше всего?
— Я вообще очень люблю путешествовать. Для меня знакомство с новой страной, культурой, приобретение новых знакомых очень важно. Естественно, зритель во всех странах разный. У меня было много интересных историй. В особенности мне запомнился концертный тур в Китай, где у меня были концерты в пяти городах. Там почти все залы рассчитаны на 1500 человек, и перед каждым стулом установлен маленький стол для напитков или мороженого. Зрителям разрешалось вместе с "музыкальным удовольствием" получать и удовольствие гастрономическое и, в случае необходимости, даже выходить из зала.
Единственный запрет был установлен на фотосъемки. Если кто-то нарушал это правило и во время игры фотографировал солиста, то блюстители порядка в зале, в знак того, чтобы он прекратил съемку, направляли на него световой луч. В случае, если нарушитель продолжал снимать, ему во всеуслышание делали замечание, за которым следовали замечания рядом сидящих зрителей. А другие гости концерта, обеспокоенные создавшимся хаосом, довольно продолжительно и громко начинали буквально шипеть на виновника… И в этот момент о солисте уже никто не думает. Более того, помню, однажды, во время игры, световой луч был направлен прямо мне в глаза. А в этот момент находившиеся позади меня маленькие дети танцевали и прыгали — я исполняла танцевальную тему второй рапсодии Листа…
- Кстати, вы дважды побеждали на конкурсе Листа. Видимо, его творчество вам очень близко… Почему?
— Ференц Лист – это в музыке все: мысль, эмоция, чувство, мораль, религия и одно из самых главных для меня – сочувствие… Правильно прочитав музыку Листа, понимаешь, что это то же самое, что прочитать книгу по философии и ознакомиться с мыслями автора о жизни и людях. Ференц Лист, к сожалению, зачастую воспринимается как несколько поверхностный, несерьезный композитор. Это ошибка! Для того, чтобы исполнять музыку Листа, нужно иметь высокий уровень технических и физических возможностей. Но не оставаться на том же уровне. Их следует использовать для того, чтобы за маленькими черными нотами, начертанными на белой бумаге, увидеть мораль произведения и вникнуть в его суть, узнать, для чего оно было написано композитором… Ференц Лист мне очень близок…
- Вам приходится работать в очень напряженном режиме. Как расслабляетесь между концертами?
— В основном, занимаюсь, поскольку почти на каждом концерте мне предстоит исполнять разную программу. Люблю быть дома, читать, гулять поздней ночью или на рассвете…