Намрата сейчас живет в Германии. В этом году она впервые приехала в Грузию на свои первые раскопки. Намрата участвует в работах на горе Граклиани, где год назад была найдена уникальная надпись, которую американские специалисты датировали 1005-920 годом до н. э.
На горе Граклиани
Я сама из Индии, но уже пять лет живу в Германии. За это время успела закончить бакалавриат и поступила на магистратуру, где учусь на факультете классической археологии, которая в принципе не имеет ничего общего с тем, чем я тут сейчас занимаюсь. Она посвящена Древней Греции и Риму.
Грузия меня во многом удивила. Если быть честной, даже не знала, что такое Граклиани и где это находится до приезда сюда. Я приехала на свои первые раскопки. В первый день чувствовала себя, как ребенок в магазине игрушек.
Никогда до этого не была на начале раскопок, это было очень интересно и развивающее для меня. Здесь я поняла, как начинаются раскопки, как заканчиваются, практически все этапы, которые увидела всего за три недели.
Я научилась здесь очень многому и встретилась с талантливыми археологами. Очень вдохновлена профессором Вахтангом Личели, который руководит раскопками в Граклиани и его студентами. Они еще не закончили свой бакалавриат, а при этом знают больше, чем практически любой магистр в Германии.
В Германии можно стать магистром по археологии, при этом ни разу не побывав на раскопках. Все, что нужно для этого – ходить в библиотеку и прилежно учиться. Сейчас я понимаю, что это не очень правильно. Это как учить готовить, только изучая рецепты по книгам. Что-то читать в книге довольно просто, а применять это на практике тяжело, тем более, когда ты это делаешь впервые.
Здесь, на раскопках, работают студенты всех ступеней, от первокурсников до магистров. К примеру, меня учили, как держать кисть или как чистить куски керамики, при этом я никогда до этого в руках не держала артефакты. Честно, я чувствовала себя идиоткой на поле, меня первокурсники учили, как ходить по полю, как очищать кусочек, как понять, какого века этот кусочек.
Думаю, что те практические навыки, которые здесь получают студенты, помогут им понять, нужно ли им дальше заниматься археологией, хотят ли они работать на раскопках или в музее, в общем, получают бесценный опыт. У меня такого шанса в Европе не было.
Грузия интересная
Когда мы приехали, нас повезли в Уплисцихе. Я была потрясена, как там красиво и какая там природа. Эти пещеры удивительные. Можно ходить по ним и представлять, как люди жили, как они это строили, через сколько трудностей им пришлось пройти. Фантазия важна для археолога.
Мы также гуляли по Тбилиси. Это очень красивый город. Мне только не очень понравилось, что старую часть города "разбавляют" новостроем. Мне кажется, что тот же парк на Рике выглядит очень по-американски и не подходит городу, впрочем, не мне судить… Я говорю как обычный турист.
Мне нравится, что в Грузии есть, что изучать. Для меня очень интересны раскопки рядом с городом Поти, где ищут древний греческий полис Фазис. Скоро мы поедем туда работать, это ближе к моей профессии и будет для меня вдвойне интересно, хотя я даже не понимаю до конца, как после здешних, моих первых раскопок, будет что-то интересное… Но я верю, что Грузия откроется для меня с новой стороны!
Болливуд, сахар и Грузия
Я была потрясена тем, что в Грузии знают мою родину. Для меня был шоком, когда на первом застолье профессор Личели спел "Mera Joota Hai Japana" (песня из фильма "Бродяга" Радж Капура — прим. ред.). Я была в полном ступоре. Потом он сказал, что здесь эту песню знает каждый — это был удар, который сразил меня наповал. Я даже говорить ничего не могла, настолько это меня впечатлило. Приятно впечатлило, конечно.
Между прочим, в грузинском языке очень много слов, похожих на индийские. К примеру, сахар на моем родном языке "Шакар", а здесь говорят: "Шакари". Или варенье "Мураба" звучит так же.
Грузия и Индия очень похожи образом жизни. У нас тоже очень много деревень, которые не развиты. Жизнь очень простая. Продукты питания хорошие и натуральные, как здесь. Если сравнивать в Германией, то там деревни — это как маленькие города, там есть вся инфраструктура. При этом невозможно сблизиться с природой, а так как я из большого города в Индии – Мумбаи — я впервые увидела настоящую дикую природу именно в Грузии.
Раскопки здесь мне дали очень многое. Обязательно вернусь, чтобы продолжить раскопки и работать с профессором Личели. Это потрясающий человек. Он создал в экспедиции атмосферу семьи, чувствую себя, как дома, находясь в тысячах километров от родного города.