ТБИЛИСИ, 20 сен – Sputnik. Главная прокуратура Грузии обнародовала новые детали дела о разгоне акции протеста в центре Тбилиси 26 мая 2011 года, обвинения в превышении служебных полномочий предъявили бывшим высокопоставленным чиновникам МВД, на допрос также вызвали начальника одесской полиции Георгия Лорткипанидзе.
В прошлом Лорткипанидзе был заместителем министра внутренних дел Грузии.
Среди обвиняемых оказались экс-директор департамента конституционной безопасности (ДКБ) МВД Грузии Дата Ахалая, его заместитель Васил Лелуашвили, экс-глава главного управления тбилисского департамента ДКБ Реваз Шиукашвили и экс-глава второго главного управления Леван Кардава.
Уголовное дело против экс-чиновников возбуждено по статье "превышение служебных полномочий с применением насилия или оружия", что карается лишением свободы сроком от пяти до восьми лет.
Акцию протеста "Народного собрания" во главе с экс-спикером парламента Нино Бурджанадзе, разогнали в ночь на 26 мая с применением водометов, слезоточивого газа, резиновых пуль и дубинок. Участники акции в течение пяти дней требовали отставки президента Грузии Михаила Саакашвили и собирались сорвать военный парад в День независимости страны. Операция спецназа началась после полуночи.
Прокуратура во вторник обнародовала видеозапись, на которой слышно, как Ахалая призывает силовиков арестовывать как можно больше людей и обещает премии. Там же отмечено, что экспертиза подтвердила аутентичность видео.
Разгон митинга оппозиции, как отметили в прокуратуре, спланировал министр внутренних дел, на то время Вано Мерабишвили. Целью были массовые аресты, наказание и запугивание участников акции.
Подготовка к разгону митинга началась 25 мая. Полиция предварительно перекрыла проспект Руставели, где проходила акция, и близлежащую территорию, а на площади Свободы расположились спецназ ДКБ и другие подразделения полиции.
Митингующим дали время до 26 мая, чтобы разойтись, что они не сделали. В 00.10 Мерабишвили дал приказ разогнать митинг. Спецназ приступил к выполнению задания.
В прокуратуре отметили, что сотрудники МВД специально не предоставили митингующим путь отхода и перекрыли все улицы, тем самым они оказались в окружении. Это видно и на специальном графическом изображении, подготовленном прокуратурой.
В результате разгона погибли два участника акции, ранения разной степени тяжести получили 250 человек, а до 800 протестующих задержали незаконно.
Что касается премий, после разгона митинга Кардава получил 13 тысяч 780 лари (почти 6 тысяч долларов), Лелуашвили — 9 тысяч лари (почти 3,9 тысячи долларов), а Шиукашвили — более 4 тысяч лари (более 1,7 тысячи долларов).
Всего после разгона в МВД выдали премии в размере 900 тысяч лари (порядка 390 тысяч долларов).
Тогда за превышение служебных полномочий показательно дисциплинарное наказание получили 15 рядовых сотрудников МВД. В прокуратуре это назвали лицемерием и отметили, что прежнее руководство сделало все для того, чтобы скрыть следы преступления Мерабишвили, Ахалая и других чиновников МВД. Более того, ни один из наказанных полицейских не участвовал в разгоне митинга 26 мая.
Мерабишвили уже отбывает наказание по данному делу. В 2013 году суд признал его виновным в превышении служебных полномочий и приговорил к четырем с половиной годам лишения свободы.
Ахалая покинул Грузию в 2012 году. В 2014 году Тбилисский суд заочно приговорил его к трем годам и девяти месяцам тюрьмы по делу о нанесении словесных и физических оскорблений сотрудникам полиции. Кроме того, он обвиняется в незаконном лишении свободы и пытках двух человек. Он также является фигурантом дела об убийстве банкира Сандро Гиргвлиани и т.н. Навтлугской спецоперации.
Лелуашвили и Кардава в июне 2016 года признали виновными по делу о распространении незаконных аудиозаписей переговоров лидеров коалиции "Грузинская мечта" до парламентских выборов 2012 года. Их отправили в тюрьму на один год и шесть месяцев.
Помимо этого, Кардава приговорен к 11 годам и трем месяцам лишения свободы по делу т.н. Навтлугской спецоперации.
В отношении Лелуашвили и Шиукашвили ранее суд избрал предварительное заключение по делу о распространении видеозаписей интимного содержания.