История общественного транспорта в Тбилиси – от конки до метро

© Архивное фотоКонка в центре Тбилиси
Конка в центре Тбилиси - Sputnik Грузия
Подписаться
Общественный транспорт является неотъемлемой частью жизни большинства жителей Тбилиси из-за своей дешевизны и возможности быстро добраться из одного конца города в другой.

Первый общественный транспорт в Грузии появился в столице в 1883 году. Так называемая конка, железная дорога с конной тягой, связывала железнодорожный вокзал с площадью Воронцова (ныне площадь Заарбрюкена) через Михайловский проспект (ныне проспект Агмашенебели).

К 1904 году конка пролегала через Эриванскую площадь (ныне площадь Свободы), Головинский проспект (ныне проспект Руставели) и Верийский квартал.

В 1904 на смену конке пришел трамвай. Наибольшую популярность трамвай получил в 1930-1940 годы. В 1940 году трамваи в Тбилиси перевезли рекордное количество жителей и гостей столицы – 194 миллиона человек.

© Архивное фотоТрамвай в центре Тбилиси
Трамвай в центре Тбилиси  - Sputnik Грузия
Трамвай в центре Тбилиси

В 1937 году в Тбилиси появились троллейбусы, которые заменили трамваи на центральных улицах города. Трамваи и троллейбусы перевозили пассажиров вплоть до 2006 года. С тех пор их полностью заменили автобусы и метро.

Первые автобусы в Тбилиси появились в 1933 году. Их было всего пять, а длина маршрута был протяженностью 10 километров. Наибольшее распространение автобусы получили в 1970-1980 годы, когда число пассажиров в год достигало более 200 миллионов.

Теперь в Тбилиси ездят 750 муниципальных автобусов. Самый длинный маршрут достигает 30,4 километра, а самый кроткий — 4,6 километра. В день автобусы преодолевают в общей сложности 109,5 тысячи километров, останавливаясь более чем на 1,8 тысячи остановках.

© photo: Sputnik / Alexander ImedashviliАвтобусная остановка
Автобусная остановка - Sputnik Грузия
Автобусная остановка

Самый долгий маршрут автобуса в Тбилиси — 1 часа 23 минуты, а самый быстрый – 16 минут.

В 1966 году в столице Грузии открылось метро, которое стало четвертым по счету в бывшем СССР, после московского, питерского и киевского. Последняя станция появилась в 2000 году.

На сегодняшний день тбилисский метрополитен насчитывает 22 станции, которые расположены на двух линиях — Ахметели-Варкетильской и Сабурталинской. Общая протяженность линий — 53,7 километра.

В среднем за день поезда Ахметели-Варкетильской линии проходят 400 километров, а поезда Сабурталинской — 311 километров.

Для того, чтобы проехать всю Ахметели-Варкетильскую линию необходимо полчаса, а Сабурталинскую – 15 минут.

Самая глубокая станция метро — "Руставели", расположена на глубине 60 метров.

© photo: courtesy of Tbilisi Transport CompanyТбилисский метрополитен
Тбилисский метрополитен - Sputnik Грузия
Тбилисский метрополитен

Стоимость проезда в метро и автобусах в Тбилиси — 0,5 лари (порядка 0,2 доллара). Все последующие поездки в течение полутора часа – бесплатные. Главное условие – наличие специальной пластиковой карточки, которую можно приобрести в кассах метрополитена. Стоит она 2 лари (порядка 0,8 долларов). Зачислять деньги на карточку можно как в кассах метро, так и посредством аппаратов быстрой оплаты.

Для пенсионеров и студентов стоимость проезда в метро и автобусах — 0,2 лари (порядка 0,08 доллара), а для граждан со статусом социально-незащищенных лиц — 0,1 лари (порядка 0,04 долларов).

Школьники, учителя, лица с ограниченными возможностями и ветераны пользуются общественным транспортом бесплатно.

Льготникам местные власти выдают специальные пластиковые карточки. 

Лента новостей
0