Отец Пьер Дьюмулен, священнослужитель Католического собора Вознесения Богородицы Девы Марии в Тбилиси, родом из Франции. Здесь он проповедует уже более 15 лет.
Католицизм в Грузии появился в древнейшие времена. Он стал распространяться на территории страны со времен Святой Нино, просветительницы Грузии. Раскол между западной и восточной ветвями христианства в Грузии особо не ощущался. Представители разных христианских течений здесь всегда жили дружно.
"Уже в 12 веке в Грузии были созданы латинские епархии. Латинские – это не значит, что они были какими-то недоброжелателями, врагами других христианских течений. Католики — это верующие люди, у них лишь другие обряды, больше связанным с западом, т.е. Римом", — пояснил Дьюмулен.
В средневековье в некоторых деревнях Грузии на границе с Турцией появились священники, которые называли себя франками. Дело в том, что после заключения в XVI веке договора между Францией и Турцией, турки уже не могли нападать на франков. Вероятно, это и стало причиной того, что некоторые католики, преимущественно проживающие на юге Грузии, в Самцхе-Джавахети, стали называть себя франками.
Именно поэтому Патриархи Грузии неоднократно обращались в Рим, чтобы в страну присылали миссионеров и священников латинского обряда из Франции или других стран, чтобы защищать христианство, поделился Дьюмулен.
Миссионеров присылали в Грузию и в последующий период, в трудные для страны времена, чтобы обучать медицине, духовности и культуре. Они также способствовали книгопечатанию, чтобы культура грузинского народа сохранялась и расцветала. Благодаря миссионерам в Грузии появились первые словари, первая книга об истории страны.
После подписания Георгиевского трактата положение католиков в Грузии ухудшилось. Они были вынуждены совершать армянский обряд, чтобы власти не мешали им безопасно посещать свои приходы, отметил священнослужитель.
После восстановления грузинской автокефалии в 1917 году, Патриарх в первую очередь написал Папе Римскому письмо, переполненное уважением.
"Несмотря на различия между ветвями церкви, данное послание свидетельствует о единстве христианства… Мы все христиане, мы разные, но все мы одно целое, ведь Бог триедин", — подчеркнул Дьюмулен.
Проблем у католиков Грузии стало больше после установления Советской власти. Тогда начались гонения всех верующих. Очень трудно стало поддерживать контакты с центром католицизма – Ватиканом.
Но в 90-ых годах прошлого столетия католицизм стал возрождаться в Грузии.
Сегодня, по официальным данным, в Грузии порядка 20 тысяч католиков, однако, в католической церкви считают, что их куда больше — примерно 50 тысяч.
Среди католиков было немало патриотов и выдающихся деятелей Грузии. Среди них Захарий Палиашвили, который написал гимн страны, Петре Меликишвили, с именем которого связано основание Тбилисского государственного университета, известный историк Михаила Тамарашвили, а также многие другие, память о которых хранит история Грузии.
"Католики внесли большой вклад в дело сохранения и развития грузинской культуры. Важно, что это было сделано не потому, что они были католиками, а потому что они были грузинами, любили свою страну и родину. А ведь делать добрые дела – это и есть долг каждого христианина", — подчеркнул Дьюмулен.
После визита Папы Римского Иоанна-Павла II в Грузию в 1999 году Тбилиси стал центром католиков Закавказья. В грузинской столице находится посольство Ватикана, а также несколько Домов милосердия.
Комментируя предстоящий визит нового главы Римско-католической церкви Папы Франциска в Тбилиси, который намечен на пятницу, Дьюмулен сказал, что это большая честь как для паствы, так и для всей страны.
В ходе визита Франциск остановится в своей законной резиденции – в Посольстве Ватикана.