Русская православная церковь отмечает этот день в субботу, перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября).
Это последняя родительская суббота в году (а их в церковном календаре несколько), когда в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан.
Однако у Дмитриевской субботы есть еще один особенный смысл — в этот день совершаются панихиды по всем воинам, павшим за веру и отечество на поле брани, а также всех умерших скоропостижной смертью, которые не были напутствованы в жизнь вечную молитвами святой церкви.
История
По преданию, этот день был установлен князем Дмитрием Донским после знаменитой битвы на Куликовом поле 8 сентября 1380 года и проводился для почитания памяти погибших воинов. В результате сражения русское войско понесло большие потери.
Одержав победу князь Дмитрий, распустил по домам оставшихся в живых воинов, отправился в Троице-Сергиев монастырь, где совершил поминовение православных воинов, павших в битве.
Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.
С Куликовского поля не вернулись более 100 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи вместе с радостью победы пришла и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.
Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно перед днем святого Димитрия Солунского. Имя этого святого всегда связывали на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества.
На иконах святой Димитрий изображается в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. Русские воины всегда верили, что они находятся под его особым покровительством.
Святой
Святой великомученик Димитрий родился в городе Солуни (Салоники) в Греции. Родители, крестившие его, были тайными христианами. После смерти отца Димитрий стал властителем Фессалоникийской области. Он защищал город от внешних врагов, но император потребовал от него истребления христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, язычники становились христианами.
Император вскоре узнал об этом и по его приказу темничная стража убила Димитрия копьями в 306 году. Его тело выбросили на съедение зверям, но жители тайно похоронили его. При гробе великомученика Димитрия всегда совершались чудеса и исцеления.
Традиции
В Дмитриевскую родительскую субботу традиционно в храмах проводятся панихиды и заупокойные литургии, во время которых возносятся особые молитвы за усопших.
В этот день следует поминать своих усопших родителей в церкви — люди подают записочки за умерших родственников, а также за их души священнику, а также молятся за упокоение их души в загробном мире.
Дмитриевскую родительскую субботу обычно приносят в храм угощение для неимущих. Во время богослужения, это угощение освящают и позже раздают тем, кто пожелает. Также в этот день принято подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.
После посещения храмов православные отправляются на кладбище, читают молитвы за упокой души умерших родственников, приводят в порядок могилы.
Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве.
Чтобы помянуть своих почивших родственников по церковным канонам, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида. Утром в поминальную субботу совершается заупокойная литургия, после которой служат общую панихиду.
Обычаи
Дмитриевская суббота в давние времена была днем перехода от осени к зиме. Поэтому, если после праздника Покрова оставались незаконченные дела, то к этому дню старались все закончить и завершить подготовку к суровым морозам.
Как и в другие поминальные дни, женщины были заняты генеральной уборкой. Убирали во дворах, вымывали все лавки, окна, столы. Перед родительской субботой вся семья обязательно должна была вымыться, после чего оставляли воду и веник для усопших родственников.
В Дмитриевскую родительскую субботу ужин был особенным и проходил немного иначе, чем в другие поминальные дни. Вспоминать усопших начинали уже с пятницы и для этого обязательно приобретали новую белую скатерть, которой застилали поминальный стол.
Хозяйки старалась приготовить как можно больше блюд из мяса — жаркое, студень и так далее, но традиционным и основным оставалась фаршированная свиная голова. Также готовили традиционные поминальные блюда — кутью, блины, пироги, а также другие любимые блюда усопших родственников.
К поминальным пирогам в этот день относились особенно. На стол подавалось огромное количество пирогов с разными начинками — с мясом, капустой, творогом и так далее. Причем форма обязательно должна быть продолговатой.
На стол обязательно ставили свечи как в пятницу, так и в субботу. Люди считали, что семья таким образом дает знак умершим, что о них не забыли и вспоминают. В старину верили, что все усопшие в этот день спускаются на землю в свои родные дома, потому и старались собрать семью в родовых жилищах.
За трапезой вспоминали о том, какие были усопшие при жизни, об их добрых качествах и поступках. Также самые старшие в семьях рассказывали молодежи историю семьи и родословную.
В пятницу, после того, как вся семья поужинала, хозяйка дома убирала весь стол, накрывала его чистой скатертью и расставляла столовые приборы с едой. Затем она приглашала всех усопших родственников к столу.
Рядом с тарелками ставили миску с водой и полотенце, чтобы они смогли умыться после трапезы.
Материал подготовлен на основе открытых источников.