ТБИЛИСИ, 10 ноя — Sputnik, Алексей Стефанов. Правительство РФ одобрило идею установки на автомобили регистраторов, которые будут фиксировать, сохранять и передавать все данные по передвижению транспортного средства с помощью спутниковой системы "ГЛОНАСС". Внедрить новшество планируется в 2020 году, а пока создана межведомственная рабочая группа и готовится законодательная база.
Корреспондент Sputnik попросил автоэкспертов оценить это новшество.
Способ отъема денег
"Это глупость какая-то. Правительство может одобрить все, что угодно, но это не значит, что оно нужно и что будет работать. "Черных ящиков" нет ни в одной стране мира, ни в каких автомобилях. И они не нужны", — крайне негативно отозвался об идее Кабмина Олег Осипов, независимый автоэксперт и радиоведущий.
Он уверен, что это всего лишь один из способов "относительно честного отъема денег у населения". Все производители автомобилей в России и так обязаны устанавливать систему экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС", которая уже "следит" за автомобилем. "Так зачем еще нужны "черные ящики"?" — задается вопросом Осипов.
"Потребителю совершенно не важно, какая система стоит в его автомашине. Ему необходимо чувствовать себя в безопасности и "ЭРА-ГЛОНАСС" с этим замечательно справляется — в случае ДТП она автоматически передает соответствующим службам информацию об аварии еще до того, как человек об этом попросит. А "черные ящики" — это, по сути, система слежения. Я уверен, что такое нововведение будет нарушать права человека на свободу передвижения", — сказал автоэксперт.
Помимо контроля за автомобилем, "черные ящики" помогут еще и штрафовать авто водителей, а злостных нарушителей даже лишать прав. "С моей точки зрения, это уже по ту сторону добра и зла. Тем более, что благодаря таким инновациям придется раздувать штат чиновников", — возмущается Олег Осипов.
"Черные ящики" только для гостранспорта
"Я думаю, что это способ выкачивания денег, а "черные ящики" никому не нужны", — сказал Леонид Ольшанский, адвокат, вице-президент "Движения автомобилистов России".
Он считает, что "черные ящики" должны касаться только государственного автопарка — общественного транспорта и автомашин, но только не частников. Также ему не нравится, что с помощью данных, полученных с помощью регистратора, водителям будут выписывать штрафы. Штрафовать, скорее всего, будут и за отсутствие "черного ящика", а это значит, что в Кодекс об административных нарушениях будут внесены поправки.
"Сейчас в административном кодексе об этом нет ни слова, значит, есть опасение, что такие пункты будут в него внесены. А это очень плохо", — считает Леонид Ольшанский.
"Черный ящик" — основа для беспилотных автомобилей
В корне не согласен с доводами своих коллег председатель Федерации автовладельцев России, руководитель общественного движения "Автомобильный союз" Сергей Канаев.
"Во-первых, о какой тотальной слежке идет речь, если с 2007 года все автомобили оснащены системой GPS навигации? Если на то пошло, слежка за нами ведется уже давно, только не российскими службами, а структурами других стран — США, Японии, Европы. Во-вторых, с 2011 года все автомобили, выпускающиеся в США, Японии и Европе оснащены специальным датчиком, который позволяет остановить автомобиль в любой точке мира", — перевел минусы в плюсы эксперт.
И перешел непосредственно к положительным моментам нововведения. По его мнению, главный плюс "черного ящика" — это безопасность страны и самого автовладельца. "Если есть такой ящик, водитель всегда может доказать свою невиновность при ДТП, ведь там будет писаться вся дорожная обстановка", — говорит он. Кроме того, интеллектуальная транспортная система позволит даже на расстоянии определять техническое состояние автомобиля.
"А еще я уверен, что установка "черных ящиков" — это основа для беспилотных автомобилей. Считаю, что это путь, по которому идут все автомобильные концерны и страны. Беспилотники показывают свою безопасность — они не превышают скоростью, реже попадают в ДТП. Да, стоимость автомобиля в комплектации с "черным ящиком", наверное, поднимется, но не думаю, что на цену двигателя. Максимум, на 10 тысяч рублей. Не думаю, что это большая нагрузка на владельца автомобиля", — сказал эксперт.
Канаев уверен, что сам автовладелец будет заинтересован в установке "черного ящика", поскольку будет простимулирован. К примеру, для автомобиля с таким устройством страховщики смогут снизить стоимость КАСКО и ОСАГО процентов на десять, поскольку компании будут гарантированно защищены от мошенничества. И таким образом, покупку "черного ящика" удастся очень быстро оправдать.
"Это неотъемлемая часть нашего будущего и избежать этого не удастся. А то, что государство делает свою систему безопасности в нынешних реалиях, это абсолютно нормально. В конце концов, как и сейчас с тахографами, так и в дальнейшем с "черными ящиками" найдутся такие умельцы, которые смогут их отключать. Это аргумент для тех, кто очень боится тотальной слежки", — подытожил Сергей Канаев.