Елена Васильева, Sputnik Беларусь
Корреспондент Sputnik побывала на показе грузино-эстонской картины "Мандарины", которую белорусы посмотрели в рамках внеконкурсной программы кинофестиваля "Ліcтапад". В этом году режиссер председательствует в жюри конкурса.
Оранжевые пятна мандарин и военная разруха
"Лед и пламень в этой картине сошлись вместе", — пошутил программный директор фестиваля "Лістапад" Игорь Сукманов. Фильм грузинский режиссер Урушадзе снял в коллаборации с эстонцами (58% финансирования — эстонские, еще 42% — грузинские). Копродукция удалась — в Эстонии картину считают эстонской. В Грузии, соответственно, грузинской. Фильм уже показывали во многих странах, и реакция европейского зрителя была всякий раз одинаковой — смеялись, плакали. Ничто европейское белорусу не чуждо, эмоции у нашего зрителя такие же.
Картина рассказывает о жизни опустевшего с приходом войны эстонского села в Абхазии, эстонцы вернулись на свою историческую родину. Остались только хозяин товарного цеха Иво, его сосед, владелец мандариновой плантации Маргус и местный доктор Юхан, который уже планирует покинуть селение.
Маргуса в Абхазии, где уже взрываются снаряды и слышатся пулеметные очереди, держит несобранный урожай мандаринов, оранжевые пятна на деревьях контрастируют с общей разрухой. После столкновения грузин с абхазцами прямо в деревне, Иво и Маргус находят и выхаживают оставшегося в живых чеченского наемника по имени Ахмед и грузина Нико. Два врага учатся жить под одной крышей из благодарности к великому гуманисту, спасшему их обоих.
Не воспринимайте как политический манифест
Картина была снята еще в 2013 году. После 2014 года фильм был обречен на дополнительные коннотации: у каждого, кто хоть раз открывал новостную ленту, ситуация военного конфликта вызывала больше аллюзий, чем это замыслил режиссер в 2013 году.
Но сам режиссер категорически против того, чтобы его картина воспринималась как политический манифест.
"Это, прежде всего, история о людях, которые оказались в ситуации, превышающей их возможности, что приводит к тому, что они теряют свою человечность. В своем фильме я бегу от политики, я хочу показать, прежде всего, значение той ценности, о которой в конфликтных ситуациях забывают. Ценности человечности… Именно об этом фильм — о человечности. О том, что мы очень легко способны забывать, отрекаться от самих себя, даем собой манипулировать, что на самом деле не имеет большого значения. Мы забываем о том, что все мы люди. Возможно, другого происхождения, из другого государства, другой веры, но всегда — люди. Это главное послание моего фильма — чтобы мы помнили, что самое главное — оставаться человеком", — пояснил Урушадзе.
Фильм в этом году вошел в шорт-лист номинантов на "Оскар". Если вам не хватает веры в кинематограф постсоветских стран, постарайтесь при случае застать этот фильм в кинотеатре.