О том, как солистка Тбилисского оперного театра попала из Кутаиси в Москву, как девушка справляется с трудностями телеэфира и кто предрек ей судьбу второй Марии Каллас, Марика рассказала в эксклюзивном интервью Sputnik Грузия.
- Марика, во-первых, поздравляю тебя с тем, что ты единственная представляешь страну на конкурсе такого масштаба. Расскажи о себе.
— Спасибо! Я родилась и выросла в Кутаиси, там окончила музыкальную школу по скрипке и бакалавриат в консерватории по академическому вокалу (педагог Георгий Ломтадзе). А потом уже переехала в Тбилиси учиться в магистратуре в столичной консерватории. Учебу проходила у известного педагога, Народной артистки СССР – Медеи Амиранашвили. Одним словом, мне очень повезло с педагогами.
- Но, насколько я знаю, сначала ты чуть не стала медиком?
— Да! (Смеется). После окончания школы, исходя из того, что мой отец врач, он хотел, чтобы я продолжила его путь и тоже стала врачом. Поэтому я поступила на медицинский и проучилась один год. Но поскольку у меня мама музыкант и работала в оперном театре, да и я к тому времени уже была заражена музыкой, вокалом – я все же выбрала этот путь. Я понимала, что без этого не смогу жить.
- Как ты оказалась в труппе Тбилисского оперного театра?
— И тут мне посчастливилось, потому что, как только я закончила магистратуру в Тбилисской консерватории, меня тут же взяли в труппу Театра оперы и балета им. З. Палиашвили. И с 2009 года я являюсь солисткой театра.
- Как ты попала на российский проект "Большая опера"?
— Интерес к проекту "Большая опера" у меня был давно, потому что это уже четвертый сезон проекта. И на протяжении этого времени я активно и с большим интересом следила за передачей. Интересен мне проект был еще и тем, что помимо выступлений там ты черпаешь очень много информации. Плюс ко всему это телевизионный проект, его смотрят миллионы зрителей. А это для нас, участников, очень важно, чтобы о нас узнали, чтобы нас услышали. У нас уже появилось очень много поклонников.
- Марика, к тебе члены жюри и ведущие всегда очень тепло относятся, постоянно отмечают, что ты из солнечной Грузии. Какие у тебя возникают эмоции на проекте?
— Эмоции, конечно, очень положительные. Мне это, безусловно, очень приятно, я это чувствую. Ко мне относятся очень добродушно, с большим уважением и отмечают любовь к моей стране. Это меня, естественно, очень радует.
- Грузия впервые принимает участие в проекте "Большая опера". Тебе выпало первой открыть этот путь. Что чувствуешь?
— Я, конечно, очень горжусь тем, что представляю свою страну. И вместе с тем понимаю, что это очень большая ответственность.
- Не секрет, что, узнав о твоем участии в российском проекте, многие нелестно об этом отзывались – ведь между нашими странами сейчас не самые лучшие отношения. Как ты на это реагируешь?
— Я стараюсь все это адекватно принимать. И я не хочу проводить какие-то параллели, потому что наши культурные связи и человеческие отношения — все это стоит на другом уровне, нежели политика. И поэтому это меня, конечно, не волнует.
- Ты подала заявку на конкурс удаленно, посредством видеообращения. Расскажи, как это было?
— На самом деле, это организаторы первые проявили ко мне интерес.
- Это как?
— Дело было так: они связались с нашим руководством (Тбилисского государственного театра оперы и балета им З.Палиашвили – примеч. Sputnik), с маэстро Зазой Азмаипарашвили, который на протяжении долгих лет был художественным руководителем нашего театра. И он очень рекомендовал меня. И я, конечно же, с удовольствием согласилась.
- Из Грузии порекомендовали только тебя?
— Нет. Были и другие. Но выбрали меня.
- У тебя были какие-то опасения? Ведь до сих, как известно, у тебя не было опыта участия в телевизионных проектах.
— Да, до сих пор у меня не было никакого опыта. Я очень переживала.
- По поводу чего именно?
— Понимаете, когда мы поем в театре, у нас немного другая специфика. Мы поем без микрофонов, в зале театра другая акустика. А там, исходя из того, что это телевизионный проект, и мы бываем в студии, у нас там все озвучено, все в микрофоны. Поэтому мы должны абсолютно по-другому контролировать подачу звука. Так что в связи с этим сначала были определенные замечания со стороны жюри, что я что-то не так пою.
- У других конкурсантов были подобные проблемы?
— Почти у всех. Потому что те, кто уже опытные, стоят на сцене и поют в оперных театрах, для них непривычно петь в микрофоны.
- С какими еще трудностями ты там столкнулась?
— Это не то, что трудность, но у нас очень мало репетиций. Мы, когда приезжаем специально для съемок, у нас репетиции с дирижером и оркестром и отдельно с режиссером. Но самое главное, что весь репертуар я уже подготовила заранее, на той стадии, когда подавала заявку.
— То есть те арии, которые ты в эфире каждую субботу поешь, ты их заранее согласовала и подготовила?
— Да, абсолютно верно.
- Большую часть вашего образа на сцене составляют костюмы. Особенно у тебя они всегда шикарны, ярки и красивы. Не могу не вспомнить твое первое платье из красного латекса. Кто его придумал?
— Да, это платье все отметили. У нас есть специальный дизайнер по костюмам. И, когда я приехала, мне устроили такой сюрприз (улыбается). Кстати, в других программах я часто выступаю с моими платьями, которые мне дает в подарок грузинский дом моды.
- Марика, я внимательно следила за твоими выступлениями в эфире. И считаю, что достаточно трудно, выучив огромную арию, исполнить ее на сцене и потом выслушивать жесткие замечания жюри – о том, что здесь ты что-то сделала не так, здесь недоделала и так далее в этом духе. В таких случаях не то что дух, но и лицо в адекватном состоянии сохранить трудно. Как ты с этими эмоциями справляешься?
— Это, конечно, очень трудно. И, как оказалось, среди всех участников у меня наиболее сложная программа. И, соответственно, ко мне у членов жюри особые претензии. В общем меня, можно сказать, критикуют больше других.
- И как ты принимаешь критику?
— Меня это очень бодрит.
- Но ты довольно часто отвечаешь на замечания членов жюри и объясняешь им, почему ты в том или ином случае поступила так, а не иначе.
— Мне кажется, то что и как считаешь, надо всегда объяснять. Надо общаться – это абсолютно нормальный процесс. И бывает, что я принимаю критику, или не принимаю. Но обычно я, конечно, принимаю критику. Это и есть то, что делает проект интересным и полезным. Это некий мастер-класс от профессионалов.
- Какой из членов жюри тебе больше всего симпатичен?
— Больше всего, можно сказать, по интеллекту и по мышлению мне очень интересен и чьей оценке я всегда доверяю – это Дмитрий Бертман. Он очень образованный, начитанный, он знает все оперы, все слова в операх и смысл всех слов. Поэтому даже критику получать от него очень приятно.
- Как думаешь, до какого этапа ты дойдешь?
— Я очень надеюсь и, конечно, мне будет очень приятно оказаться среди финалистов. В финале будут три участника. И уже из трех лучшего и сильнейшего выберет телезритель по смс-голосованию. Это будет 26 декабря в Большом театре. Трансляция будет идти в прямом эфире телеканала "Культура".
- Каков приз?
— Драгоценная статуэтка из галереи Михайлова, а также другие ценные призы.
- Что скажешь о своих конкурентах. У вас внутри команды есть конкуренция?
— Многие об это спрашивают, но я все время говорю, что у нас очень дружеская атмосфера в команде, что меня очень радует. Мы очень болеем друг за друга. И мне очень грустно, когда нас каждый раз покидает очередной участник. Потому что мы с самого начали очень сильно сдружились.
- Кроме победы в проекте, какие планы на будущее?
— Все мои планы связаны с моим родным театром, который я очень люблю. Так что буду стараться, чтобы у меня были и гастроли, и выступления за рубежом.
- Марика, у тебя очень красивый голос — лирико-колоратурное сопрано. Поэтому ты с одинаковым удовольствием, красотой и умением поешь колоратурные и лирические партии. Какая твоя любимая ария?
— Много любимых. Но безумно люблю, когда пою партию Виолетты из оперы "Травиата" Верди. Я не раз ее пела и каждый раз нащупываю в ней новшества.
- Ты помнишь, кто первый открыл в тебе твой оперный голос?
— Да. Это была моя самая первая и любимая учительница в музыкальном училище в Кутаиси, ее звали Галина Шацкова. Она сейчас живет в Москве. Мне было около 16-17 лет. До этого я сколько помню себя, всегда пела, но больше грузинские застольные, эстрадные и городские песни. А она мне сказала: "Марика, вы будете второй Марией Каллас!" Так что именно она меня подтолкнула к этому делу.
- Как ты поддерживаешь свой голос в форме? Есть какой-то секрет?
— Секретов нет: самое главное, чтобы я была отдохнувшая и выспавшаяся.
- Значит, никаких желтков?
— Нет, это легенды. Главное – полноценный отдых и здоровый сон.