Давид или Давидоне, как его зовут болгары, c 1993 года живет в Варне и выступает на международных соревнования по автоспорту. Первый раз он принял участие в гонках три года назад, когда ему было 54. На сегодняшний день сухумчанин уже является абсолютным чемпионом Болгарии и вице-чемпионом Балканского полуострова по авторалли.
Про эмиграцию
Большая часть моей жизни прошла в Сухуми – детство, студенчество, знакомство с будущей женой и первые автогонки, тогда еще любительские. После окончания института я получил специальность инженер-механик, но проработал по профессии всего три года. А дальше начал свой бизнес – чем только не занимался: от продажи сахара до основания первой Сухумской финансовой биржи.
Потом 92-ой год и гражданская война. Грузию мне пришлось покинуть после трагедии в Сухуми, в тот момент я даже не мог представить, что это будет навсегда… Сначала планировал уехать на время, но конфликт затянулся, да и семья уже обосновалась в Болгарии. Почему я выбрал именно эту страну? В первую очередь, потому что там у моих друзей были товарищи, которые давно предлагали начать свое дело. Кроме того, важную роль сыграло отсутствие языкового барьера (я отлично знал русский) и безвизовый режим. Ну и, конечно, море. Как человек, выросший в портовом городе, я просто не могу без него жить.
Приехав в Варну, начал заниматься бизнесом с тысячей долларов в кармане. Этого было мало, чтобы открыть свое дело, даже в то время. Но мы с друзьями пошли ва-банк и арендовали здание под отель, который, кстати, почти окупился. Потом был алкогольный бизнес – поставляли шампанское в Грузию и Польшу. Деньги на первый ящик собирали всей Грузией. Постепенно дело раскрутилось, и я решил поездить по миру, посмотреть, где наиболее благоприятные условия для жизни.
Сначала на полгода остался в США, потом поехал в Канаду, но к западному менталитету мне было трудно привыкнуть. Я вернулся в Болгарию, где меня ждала семья. После возвращения мы с друзьями открыли несколько грузинских ресторанов в Варне и первую русскую дискотеку, на которую мы привозили модных диджеев. Но в какой-то момент мы решили перейти на более серьезный бизнес.
Сейчас я занимаюсь развитием оптоволоконного интернета в Болгарии и являюсь представителем грузинской компании "Caucasus Online". Но в Грузию я летаю редко, а в родном городе не был с 93-его года. После войны у меня там нет ничего – дом разрушен, а друзья разъехались по разным странам. Со своими земляками мы недавно встретились в Москве первый раз за 23 года. Многие из них стали успешными бизнесменами, врачами, журналистами, но понимаете, очень трудно жить в эмиграции — без родного города. Это, когда у тебя есть все, но ты беден.
Про любовь к автоспорту
Увлекаться автомобилями я начал еще в детстве – коллекционировал модели разных машинок. Первый раз за руль сел в десять лет с подачи отца (он был автолюбителем), а в 11 — уже принял участие в соревнованиях по мастерству вождения наравне со взрослыми. Но в советское время в Грузии было тяжело заниматься автоспортом, потому что я не поддерживал социализм и по взглядам был, скорее, диссидентом.
Вновь к своим увлечениям я вернулся уже в Болгарии. Сначала организовывал нелегальные гонки (стрит-рейсинг), а после 2006 года работал техническим консультантом (что напрямую связано с моей специальностью) у болгарского чемпиона Тихомира Стратиева. Потом стал сам выступать в качестве пилота, а в настоящее время профессионально занимаюсь ралли и участвую в соревнованиях на позиции штурмана.
Ралли – это трасса протяженностью 400-600 км, из которых состязательная часть (с крутыми поворотами) около 110-220 км, средняя скорость экипажа 130 км/ч. За мою небольшую спортивную карьеру мне удалось поработать с двумя пилотами, с которыми меня свела чистая случайность.
У меня была машина для соревнований "Renault Clio Sport", но по своим стандартам она не дотягивала до профессиональных гонок. Когда я решил её продать — экипажем заинтересовался мотогонщик Здравко Минев, который хотел попробовать себя в автоспорте. Он мне предложил стать его техническим консультантом, а потом и вовсе штурманом. Как говорится, новичкам везет, в тот год (2014) мы выиграли бронзовые медали чемпионата Болгарии по ралли-спринт. С Здравко мы проработали два года.
В 2015 году я познакомился с одним из лидеров болгарского автоспорта Пламеном Стайковым. Он тогда был без штурмана — его механик не мог совмещать две обязанности сразу. Желающих было много, но все боялись выступать с пилотом такого высокого класса (абсолютный чемпион Болгарии 2013 и 2014 гг.), поэтому даже не предлагали свои кандидатуры. А я просто подошел к нему и сказал, что был бы рад поработать с профессионалом. Пламен согласился. Тогда как раз начинались соревнования в Румынии. У нас практически не было времени на тренировки, но, к удивлению, мы быстро сработались и показали хорошие результаты, став чемпионами Болгарии и вице-чемпионами Румынии. С тех пор выступаем вместе на автомобиле "Mitsubishi Lancer Evo IX". На соревнованиях наш экипаж легко узнать по грузинскому флагу и надписи "Sokhumi Georgia". Несмотря на то, что мы представляем Болгарию, все наши победы посвящаем cухумчанам.
Про будни штурмана
В нашей команде четыре механика, пилот и штурман. Если пилот управляет непосредственно машиной, то штурман выполняет функцию навигатора. Другими словами мои обязанности – это следить за дорогой: указывать, куда повернуть, где притормозить, а где ускориться. Да, пилот получает больше адреналина, но у штурмана больше ответственности (около 70% работы). Любая его ошибка может обернуться не только поражением, но и аварией. Перед соревнованиями мы проходим трассу всего два раза. Сначала смотрим маршрут и делаем записи в тетрадке, а потом прогоняем его, внося корректировки. Для описания трассы мы используем специальную автомобильную терминологию.
Несколько раз у экипажа случались аварии, без этого никуда. В таких ситуациях мы переживали больше не за себя, а за машину, которую собирали по частям, как мозаику. Дело в том, что гоночный автомобиль — это очень дорогое удовольствие. Запчасти, специальные покрышки, за которыми мы ездим в Румынию, бензин (6,5 евро за литр, на 100 км уходит около 80 литров) и транспортировка (на соревнования авто доставляют на платформе). Кроме финансовых трудностей, в гонках, как и в любом спорте, присутствует психологическое давление. Конкуренты стараются вывести соперника из строя любыми способами – оскорбления, жалобы, драки и даже предложения о взятках.
Предстоящие соревнования в Сербии (Ужице) – это отборочный этап Чемпионата Европы балканского региона (Чемпионат Балканского полуострова). Первые три команды попадут в финал, который пройдет в Австрии. В нашем регионе выступают экипажи из Болгарии, Греции, Кипра, Румынии, Сербии, Турции и в этом сезоне команда из Саудовской Аравии. Всего около 30-40 участников. Кроме того, по результатам гонки станет известен победитель болгарского чемпионата, который определяется по набранным за год очкам. В национальном турнире мы пока лидируем. Соревнования проводятся круглый год, за исключением зимы.
Специально подготовиться к гонкам сложно, каждый раз трасса меняется. Лично я просто стараюсь держать себя в спортивной форме – хожу в бассейн. И еще регулярно пересматриваю видео с соревнований и анализирую выступления. Это мне нужно не только для победы на чемпионатах, но и для моей научной деятельности. Иногда меня приглашают в институт читать лекции о теории безопасности. В будущем я мечтаю подготовить новых штурманов на уровне европейских чемпионатов. Кстати, сам я стараюсь не нарушать ПДД, езжу достаточно спокойно — нужно показывать хороший пример и культуру вождения. А гонять и лихачить надо на гоночной трассе, а не в городе.
С Давидом корреспондент Sputnik Грузия Алена Савельева еще раз встретилась в Москве после соревнований. На отборочном этапе его экипаж занял второе место, уступив лишь Саудовской Аравии. Однако несмотря на попадание в финал Чемпионата Европы, команда была вынуждена отказаться от участия из-за финансовых трудностей. В национальном турнире Давидоне и Пламен Стайков сохранили лидерство и стали абсолютными чемпионами Болгарии. Также в этом году сухумчанин был признан штурманом номер 1 на Балканском полуострове.