Дело об убийстве сотрудника "Объединенного банка Грузии" Сандро Гиргвлиани в 2006 году стало одним из самых громких за историю независимой Грузии. Семья убитого и оппозиция в один голос заявили о причастности к убийству верхушки власти. Они требовали наказания не только исполнителей, но и организаторов преступления.
В результате задержали четверых высокопоставленных офицеров департамента конституционной безопасности МВД Грузии – Геронти (Гию) Алания, Автандила Апциаури, Александра Гачава и Михаила Бибилуридзе. Тбилисский городской суд признал их виновными в убийстве на почве бытового конфликта и приговорил к тюремному заключению от 7 до 8 лет.
В 2007 Верховный суд сократил экс-чиновникам МВД срок наказания на шесть месяцев, а в ноябре 2008 года — Саакашвили, в обход комиссии по помилованию, помиловал их, сократив сроки заключения вдвое. В результате стало возможным использование механизма условно-досрочного освобождения и они вышли на свободу через 3 года и 9 месяцев.
Семья Сандро Гиргвлиани, узнав об освобождении чиновников МВД, внесла иск в Европейский суд по правам человека. ЕСПЧ в 2011 году признал нарушенной статью 2 Евроконвенции (право на жизнь) и статью 38 Евроконвенции, которая предусматривает обязательство государства сотрудничать с судом в установлении фактов. При этом Страсбургский суд обязал правительство Грузии выплатить семье Гиргвлиани 50 тысяч евро.
Фактор Мерабишвили
После смены власти в Грузии в 2012 году прокуратура возобновила расследование убийства Гиргвлиани. Его нашли мертвым 28 января 2006 года на кладбище в Окрокана (пригород Тбилиси), после ссоры в одном из тбилисских баров с чиновниками МВД.
Ссора произошла в кафе "Шарден-бар" в центре Тбилиси, где находились ныне бывшие высокопоставленные чиновники МВД — Дата Ахалая, Олег Мельников, Васил Санодзе, начальник службы по общественным связям МВД Гурам Донадзе, а также супруга на то время главы МВД Вано Мерабишвили — Тако Салакая.
В июне 2013 года по делу об убийстве Гиргвлиани прокуратура предъявила обвинение Мерабишвили. Как заявило следствие, Мерабишвили, который точно знал абсолютно обо всех деталях преступления, вместе с другими высокопоставленными чиновниками для искусственного отстранения от преступления своей супруги и других приближенных к нему лиц, обеспечил незаконное фальсифицированное правосудие.
В 2014 году суд приговорил Мерабишвили к 3 годам тюрьмы по обвинению в злоупотреблении служебными полномочиями, служебном подлоге.
"Он (Саакашвили – ред.) позвал меня к себе и сказал: "видишь, Вано Мерабишвили на человека не похож, соответственно я его должен уволить с должности". Я видел, что у него было четко сформировано это решение", — сказал Ногаидели, давая показания о событиях 2006 года.
Несмотря на то, что дело получило большой резонанс, глава МВД тогда остался на своем посту.
"У Саакашвили была полная информация о каждом из нас. Я думал, что он правильно оценил был те политические проблемы, перед которыми, в первую очередь, оказался он, и принял бы правильные политические и правовые решения, что, к сожалению, не произошло", — отметил бывший премьер Грузии.
На сегодняшний день Мерабишвили отбывает наказание по трем уголовным делам — об убийстве Сандро Гиргвлиани в 2006 году, разгон акции 26 мая 2011 года и подкупе избирателей перед выборами в парламент 2012 года.
Также на рассмотрении суда находятся еще два уголовных дела против Мерабишвили. Первое дело касается разгона акции оппозиции и разгрома телекомпании "Имеди" 7 ноября 2007, а второе – посягательства на винный завод "Акура" в городе Телави (регион Кахети).
Дело продолжается
Помимо Мерабишвили, по делу об убийстве банкира Сандро Гиргвлиани суд вынес обвинительный приговор еще двум фигурантам — бывшим сотрудникам департамента конституционной безопасности МВД Грузии. Среди них Валерьян Метревели и осужденный ранее Геронти Алания, который в настоящее время находится в розыске.
Суд признал Метревели и Алания виновными в незаконном лишении свободы двух или более лиц заранее сговорившейся группой лиц, унижающем достоинство обращении, причиняющем сильную физическую, психическую боль или моральные страдания.
Главным свидетелем по делу был Леван Бухаидзе, друг Гиргвлиани, который находился вместе с ним в баре, где произошла ссора. "Напряженный" разговор у Гиргвлиани произошел со своей девушкой — Татией Майсурадзе, которая сидела за столом с Салакая и Ахалая.
При новой власти Дату Ахалая обвинили в превышении служебных полномочий, организации пыток и незаконного лишения свободы. По данным следствия, именно он поручил сотрудникам департамента конституционной безопасности расправится с Гиргвлиани и его другом.
Когда Гиргвлиани и Бухаидзе вышли из бара, сотрудники ДКБ насильно затолкали их в машину и отвезли на кладбище, где раздели и избили. Бухаидзе сумел убежать, а Гиргвлиани пытали с применением ножа. Его бросили на месте в тяжелом состоянии, где он и умер. Тело нашли на второй день.
После смены власти Ахалая покинул Грузию и получил политическое убежище в Греции, таким образом он избежал наказания.