ТБИЛИСИ, 12 дек — Sputnik, Мария Шелудякова. Попытка создать систему глобального ограничения добычи нефти спровоцирует настоящую революцию на нефтяном рынке, которая может иметь и негативные побочные последствия, заявил руководитель департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Леонид Григорьев.
В субботу в Вене прошла встреча ОПЕК с нефтедобывающими странами, не входящими в организацию, на которой были подтверждены планы о сокращении добычи нефти на 1,2 миллиона баррелей в день — до 32,5 миллиона баррелей. Сокращение начнется с января следующего года. Само соглашение заключено на первое полугодие с возможностью пролонгации.
Событие действительно революционное — ОПЕК впервые в истории заключила подобное соглашение со странами, которые не входят в картель.
"Россия — классический безбилетник. До этого момента страна никогда не участвовала в картельных ограничениях и не пыталась влиять на рынок, — отметил эксперт. — РФ всегда вела себя нейтрально. В 2016 году Москва начала воздействовать на рынок, и то только вербально, а сейчас готова стать полноценным участником стабилизации рынка".
При этом эксперт подчеркнул, что государства ОПЕК невозможно заставить заморозить нефтяное производство, если другие страны будут его наращивать.
Россия не заинтересована в слишком высокой цене на нефть
Чтобы делать какие-либо прогнозы, необходимо проанализировать уровень цен, а также проследить реакции стран ОПЕК и российской нефтяной отрасли. Самая комфортная цена для российского бюджета, согласились эксперты — около 55 долларов за баррель.
"Сейчас мы наблюдаем краткосрочную эйфорию. Базисная цена на нефть должна оставаться на отметке 55 долларов за баррель, — считает Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Россия не заинтересована в слишком высокой цене. Важна ценовая стабильность, это сейчас главное".
Целью соглашения является отнюдь не высокая цена на нефть — рост цены в настоящих условиях был бы неэффективным.
Острая необходимость в стабилизации?
В течение последнего года нефтяные цены колебались в узком коридоре от 40 до 50 долларов за баррель нефти. Это свидетельствует о том, что мировой рынок нефти достаточно сбалансированный. Сейчас мы наблюдаем не попытку спасти рынок, а долгосрочную игру, подчеркнул Симонов.
"В прогнозах стараюсь быть умеренным пессимистом. В январе начнется интересный, но непредсказуемый процесс. При самом хорошем раскладе Россия получит 30 долларов с каждого барреля. Но ключевой вопрос — какой именно будет цена. А исходить надо из конъюнктуры рынка спроса и предложения", — рассказал он.
Григорьев также уверен, что в результате договоренностей мы не получим цену 70 долларов за баррель на весь 2017 год, как считают некоторые эксперты.
"В первом полугодии 2017 года мы будем внимательно отслеживать изменения на рынке, и это будет очень интересно. Возникает большой вопрос — смогут ли производители нефти избежать войны между собой и удержать рынок в приделах до 50-60 долларов за баррель, чтобы не вызвать коммерческого интереса со стороны американцев, производителей сланцевой нефти", — объяснил эксперт.
Американский фактор
В 2016 году США и Канада без предупреждения наращивали производство нефти, отметил Симонов. Именно поэтому говорить, что Барак Обама не нефтяной президент, а Дональд Трамп — нефтяной, по меньшей мере, глупо. Однако стоит признать, что избрание Трампа — комфортный политический фактор для наращивания добычи нефти.
"Ясно, что фактор сланцевой индустрии будет влиять на рынок. Кроме того, скоро ФРС примет решение по ключевой ставке, что приведет к росту доллара, а это негативно повлияет на нефтяные цены", — сказал он.
Кроме того, надо убедиться, что будет налажено взаимодействие с арабскими партнерами. Глобальная игра набирает обороты, но пока непонятно, "что может прийти им в голову и как они себя поведут".
Хитрый план?
Симонов отметил, что Россия традиционно наращивает добычу нефти к началу года, следовательно, сокращать добычу Москва будет с максимального уровня. Таким образом, по сути РФ может в январе ничего не сокращать, но уйти на ремонт скважин, "пошуметь" о выполнении обязательств, посмотреть за поведением саудитов — и если те начнут "валять дурака", спокойно "их кинуть".
Действительно, добыча нефти в России по факту не упадет, так как в последнее время страна существенно ее нарастила, и сокращения будут от исторического максимума. Таким образом, Москва "застолбила" потенциал для снижения нефтедобычи.
При этом постепенное сокращение пройдет с января по май. Для России ситуация достаточно благоприятная, заключили эксперты. А если партнеры не будут выполнять обязательств, всегда можно откорректировать политику.
"Реальное сокращение начнется только с января. Эксперты и аналитики будут внимательно следить за балансировкой рынка, чтобы определить, как Россия может влиять на рынок. Посмотрим, как обязательства будут выполняться. Для России это чувствительный шаг", — заявил заведующий Центром изучения мировых энергетических рынков Института энергетики НИУ ВШЭ Вячеслав Кулагин.
Единственная страна, которая, в соответствии с договоренностями ОПЕК, будет наращивать добычу нефти — Иран. Речь идет о наращивании производство до досанкционных объемов. И то, что Саудовская Аравия на это согласилась — большой политический успех России.
По состоянию на 12.35 мск понедельника стоимость февральских фьючерсов на Brent росла на 4,73% — до 56,90 доллара за баррель. Ранее она достигала 57,52 доллара, впервые с 21 июля 2015 года превысив отметку в 57 долларов за баррель. Стоимость январских фьючерсов на WTI поднималась на 4,95% — до 54,05 доллара за баррель.