ТБИЛИСИ, 16 дек — Sputnik. Отмена Евросоюзом визового режима для граждан Грузии спровоцирует миграцию грузинских граждан в европейские страны, уверен профессор, директор Института демографии и социологии Государственного университета Илии Автандил Сулаберидзе.
Эксперты из России, Грузии, Молдовы, Беларуси и Азербайджана в пятницу обсудили проблемы и тенденции миграционной политики в странах бывшего СССР. Видеомост "Миграционная политика на постсоветском пространстве" состоялся в Тбилисском международном пресс-центре.
"Начиная с 50-х годов миграционное сальдо Грузии всегда было отрицательным. Уезжали не только грузины, но и представители других национальностей, которые жили в Грузии. После распада СССР она (миграция — прим. ред.) усилилась из-за открытых границ. Уезжают, в основном, в Россию, Турцию, европейские страны и США", — сказал Сулаберидзе в ходе видеомоста.
В ближайшем будущем Евросоюз отменит визовый режим для граждан Грузии, что усложнит миграционное положение в стране, отметил эксперт.
"Это усилит миграционный поток в Европу из Грузии… Многие нарушат условия пребывания в ЕС, превысив сроки пребывания. Из-за этого Грузия может потерять безвизовые отношения с Европой", — сказал Сулаберидзе.
С похожими проблемами уже столкнулась Молдова. В результате либерализации визового режима Молдовы с Евросоюзом на сегодняшний день страна потеряла значительную часть населения трудоспособного возраста, отметила руководитель Центра демографических исследований Национального института экономических исследований Академии наук Молдовы Ольга Гагауз.
"После либерализации визового режима миграционная мобильность населения увеличилась примерно на 16%. К сожалению, до сих пор так и не удалось определить какие-то эффективные механизмы регистрации миграционных потоков. Кроме того, в Молдове существует и проблема неконтролируемого участка молдавско-украинской границы в Приднестровье", — сказала Гагауз.
В Беларуси стабильная миграционная ситуация, заявил Виталий Наумчик, первый заместитель начальника Департамента по гражданству и миграции МВД Беларуси, начальник управления по миграции и работе с иностранными гражданами и лицами без гражданства.
При этом Наумчик отметил, что Беларусь зачастую является транзитной страной для незаконных мигрантов, предпринимающих попытки проникновения в Европейский союз через Беларусь.
"В этой связи мы, конечно, сталкиваемся с определенными рисками и угрозами, в том числе на фоне продолжающегося миграционного кризиса в ЕС. И не секрет, что абсолютное большинство таких мигрантов на нашу территорию въезжают с территории России, используя открытость нашей внутренней границы и отсутствие пограничного контроля", — сказал Наумчик.
О стабильной миграционной ситуации заявил и участник видеомоста из Азербайджана — председатель Общественного совета при Государственной миграционной службе Азербайджана, руководитель Общественного объединения гуманитарной поддержки "Хаят" Азер Аллахверанов.
"В Азербайджане проживает огромное количество трудовых мигрантов из соседних стран. На первом месте по количеству стоит Грузия, потому что сегодня, по различным данным, на территории Азербайджана проживают порядка 100 тысяч граждан Грузии. В основном, это этнические азербайджанцы, которые здесь зарегистрированы, живут на временной или постоянной основе", — заявил Аллахверанов.
Он также заявил о большом миграционном потоке граждан из России, Турции, Украины и Ирана.
В свою очередь, профессор, член экспертного совета Комитета по делам СНГ Совета Федерации России Владимир Волох полагает, что миграция – это позитивный фактор, который дает возможность обмениваться культурными ценностями и знаниями.
"Если говорить об иностранных гражданах, которые временно или постоянно проживают на территории Российской Федерации, то это 700-800 тысяч человек, что составляет 0,5% от общей численности населения. Я полагаю, что эти цифры говорят о том, что Россия привлекает большое количество иностранцев", — сказал Волох.
Международный день мигранта отмечается 18 декабря. Такое явление как миграция отличается непредсказуемостью и чрезвычайной сложностью задач, требует слаженных действий и сотрудничества между регионами и странами. XXI век открыл новые возможности и одновременно создал новые проблемы, выявив связь между миграцией и развитием, а также вывел на первый план миграцию по экономическим причинам (трудовую миграцию).
За 25 лет, прошедших после распада СССР, было создано много механизмов для регулирования миграционных процессов – как на государственном уровне, так и на уровне интеграционных объединений: СНГ, ЕАЭС, Союзного государства, которые по разным причинам не включают в себя все страны постсоветского пространства, поэтому универсального миграционного механизма для стран, когда-то входивших в Советский Союз, сегодня не существует.