Так бывает. Посмотришь в детстве фильм, и он осядет в тебе. И будет жить где-то там, глубоко в тебе. Жить и бередить мечту. Какую именно мечту? Так это не важно! Главное, что она будет в тебе расти до тех пор, пока не захватит тебя полностью, без остатка. И вот она уже гонит тебя прочь от привычного уклада, успешной карьеры и обозримых перспектив. Ты вдруг отчетливо начинаешь понимать, что двигался не в том направлении, был не на своем месте да и занимался не тем, к чему душа лежит. Одним словом, хватаешь рюкзак и отправляешься навстречу приключениям.
В случае с режиссером Никой Хомасуридзе, потому что это его история, отправляешься за океан. Ника едет в Лос-Анджелес, поступает в киношколу и учится режиссуре. Потом снимает свой дипломный фильм "Дидгори", везет его в Америку и снова возвращается. В следующий раз он снимает "Забытого царя". Снимает одним дублем 105 минут! И понимает, что нет непреодолимых преград. Поэтому начинает готовиться к съемкам фильма, к которому он шел давно, почти всю предыдущую жизнь. К фильму об известном историке, ученом, политике и просто удивительном человеке Эквтиме Такаишвили, в 2002 году канонизированном Грузинской Православной Церковью под именем Святого Эквтиме. И вот картина уже почти снята! Осталось доснять каких-нибудь 35 минут, на которые Ника с командой сегодня ищут средства.
О любви – сыновней, мужской, эмигрантской
- Всегда интересно узнавать об известных личностях новые подробности из их жизни. Детали, о которых ранее не было известно. Чем собираетесь удивлять зрителя?
— Наша картина начинается с кадров его детства. Мальчику было пять лет, когда у него умерла мать, отец ушел из жизни, когда Эквтиме не было и двух недель от роду. Эквтиме лишился матери во времена, когда детей тайком крали из семей и отправляли в Турцию. И вот родственники, убитые горем, забыли на какое-то время о мальчике, а когда спохватились, то все поиски оказались тщетны. Эквтиме нигде не могли найти. Вооружившись, люди решили восстанавливать справедливость, ни у кого больше не оставалось сомнений относительно того, что мальчика выкрали, и ребенок уже, может быть, находится где-то на пути в Турцию. И тут кто-то сидящий у одра матери Эквтиме начал кричать о том, что покойница ожила. Тело, лежащее под саваном начало двигаться. Когда один из сельских смельчаков подошел к покойнице и отдернул саван, то увидел под ним спящего Эквтиме рядом. Ребенка разбудили, он признался, что очень соскучился по матери, а потом увидел, что мама спит и лег рядом с ней.
- Не жалеете вы своего зрителя, душу ему переворачиваете…
— Да, фильм и в самом дел, не оставит никого равнодушным. Это я вам обещаю. Спустя 30 лет после этой детской драмы следует эпизод встречи Эквтиме с Нино Полторацкой.
- Любовь?
— Для построения сюжетной линии необходима любовная история. Эквтиме и нумизмат, и историк, и педагог, и языковед. Он человек, который совмещал в себе много специальностей. Но это уже известные стороны его личности, а он, между прочим, был также любящим и трепетным мужем. Их большая история любви с Нино Полторацкой началась с Ильи Чавчавадзе, который хотел быть крестным отцом брата Нино. И он фактически устроил встречу этих двоих.
Представьте себе такую сцену, которая продолжается минуты три. Звуки фортепианной игры, сидящая за роялем женщина и шаги хромого человека, который идет через сад к дому Ильи Чавчавадзе. Эквтиме сломал ногу в детстве, и после этого она у него не зажила.
- Представила. Красиво…
— Лица этих людей мы видим, когда их взгляды встречаются в зеркале. С этого момента и начинается рассказ об их любовной истории, о том, как они поженились, жили, о смерти Нино Полторацкой в Париже. В период эмиграции Нино работала над музыкальным оформлением немых фильмов, играла в одном из кинотеатров. Раз, отыграв фильм, она возвращалась домой и попала под дождь и простудилась. Денег на своевременное лечение и лекарства у супругов не было. И в 1931 году Нино Полторацкая скончалась от туберкулеза. Все эти встречи с представителями известных музеев, фашистами и интриги с вывезенным из Грузии казенным и музейным имуществом разворачиваются на фоне их любовной истории.
- Эквтиме Такаишвили в вашем фильме играет Резо Чхиквишвили, который уже лет 20 живет и играет в Германии. Почему выбор пал именно на него?
— Я видел кинороли и театральные работы этого замечательного актера. И когда мы задумались над вопросом подбора актера для главной роли, мой друг, режиссер и актер Лаши Ониани, который также живет в Германии, предложил попробовать на роль Резо, с которым он был хорошо знаком. Я переслал Резо сценарий, и когда мы с ним созвонились, то первое, что я от него услышал, было: "Это мое, абсолютно мое!" Переживания всех эмигрантов в чем-то схожи. Жизнь на чужбине… Я знаю, что это такое, три года жил в Америке. Я и сегодня бываю там, потом приезжаю, но годы беспрерывного пребывания – это другое.… Когда актер испытывает те же чувства, что и его герой, это обостряет игру и делает ее органичной. Ну, а потом Резо приехал, и мы сняли первый промо-ролик. По тому, как он зашел, по мимике, первым движениям я понял, какого высокого профессионального уровня это актер.
И был еще один удивительный момент. Я знал, что Резо Чхиквшвили гуриец, но оказалось, что он из того же села, что и наш главный герой. Более того, когда мы приехали на место, в Лихаури, в дом, где родился Эквтиме, обнаружили, что дом актера, в котором Резо провел детство, находится всего в 300 метрах. Представляете, какое совпадение?!
Эквтиме и Ника
— После того, как мы сняли промо-ролик, мне захотелось сделать нечто такое, чего я не делал до сих пор, а именно взойти на Казбек. Я люблю путешествовать. Мой друг, который работает гидом, знал, что я давно мечтал о восхождении на вершину, и когда у него в очередной раз набралась группа, предложил присоединиться к ним. Внутренне мое восхождение на Казбек во мне увязывалось с предстоящей работой над фильмом об Эквтиме, с преодолением всех препятствий на этом пути. Поэтому, собираясь в дорогу, я занялся изготовлением флага с изображением на нем Эквтиме Такаишвили и небольшим текстом, где он говорит о грузинской культуре. Хотелось взобраться на вершину, установить этот флаг и после этого приступить к съемкам. Это же такой адреналин, особые эмоции, настроение! И вот мы тронулись в путь. Дошли до храма Троицы в Гергети. А оттуда уже двинулись на Казбеги! И вот эта дорога от храма до вершины, это другая Грузия, иное измерение! Если состояние здоровья тебе позволяет, то ты просто обязан побывать там и прочувствовать всю красоту и силу природы.
- Рекомендуемое паломничество!
— На высоте трех тысяч метров есть метеостанция, где и устраивают привал восходящие на вершину туристы. А на высоте четырех тысяч метров есть храм, поблизости от скита, который описан Ильей Чавчавадзе в его "Отшельнике", где проводится обряд венчания. Оказавшись уже наверху, я проснулся раньше остальных. Взял с собой фотоаппарат и вышел из палатки. Я люблю встречать рассвет. И такая неописуемая красота мне открылась, что дух захватило. Неподалеку я увидел прогуливающегося монаха, подошел к нему, слово за слово, и мы разговорились. Он готовился к венчанию, которое должен был совершить на высоте четырех тысяч метров. Когда он ответил согласием на мою просьбу присутствовать при этом, я объяснил, что давно мечтал взобраться на Казбек и вот наконец решил с друзьями осуществить задуманное. Одним словом, поведали друг другу о наших миссиях. И тут я его спрашиваю, как мне к нему обращаться, на что он отвечает, что зовут его Эквтиме.
- Небывалое совпадение…
— У меня от неожиданности и переизбытка эмоций выпал из рук фотоаппарат. А монах смотрит на меня и думает, вроде бы пять минут назад с ним разговаривал адекватный человек. Когда первый шок прошел, я ему рассказал о намерениях снять фильм об Эквтиме Такаишвили. Мы, конечно же, поднялись на вершину, водрузили наше знамя. А этот эпизод стал для меня бесспорным знаком, что я иду по правильному пути. Словно между мной и Эквтиме состоялся какой-то диалог или протянулась нить, не знаю, называйте, как хотите, я это явственно почувствовал.
- Знак свыше… Говорят, Всевышний всегда с нами разговаривает, но мы не всегда его слышим…
— Да, точно… И эта нить, которая протянулась между нами – я включил ее позже в сам фильм. Диалог между Никой и Эквтиме. Он происходит в винограднике, где маленький, одетый в чоху (грузинский национальный костюм) Ника задает Эквтиме вопросы.
- О чем же спрашивает Ника у Эквтиме?
— Мне нравится расшифровывать грузинские слова, и я решил включить в свой фильм такой эпизод. Ведь название Грузии на грузинском языке звучит как Сакартвело, и это слово содержит в себе другое, ассоциирующееся с Грузией слово – ртвели. Их беседа происходит во Франции, в винограднике. Эквтиме рассказывает мальчику о том, что когда грузин ухаживает за виноградником, то чувствует себя ближе к родине. Рассказывает также и о той тяжелой дороге, которую прошли предки. О лишениях и мучениях, которым они себя подвергали во имя любви к родине. И тут мальчик спрашивает, если это такая хорошая страна, то почему мы уехали оттуда и живем здесь и когда мы туда вернемся. И у Эквтиме нет ответа на этот вроде бы простой, и в то же время сложный вопрос. Ответить на него означало бы найти ответ и на другой вопрос – да, враг вошел в твою страну, но правильно ли поступил ты, сбежав из нее и прихватив с собой все казенное и музейное имущество.
Мечтай и не сдавайся
- Американская киношкола. Ведь это, наверное, важная веха в биографии и особый опыт?
— В киношколе, где я учился, первые полгода ты учишься написанию сценария, режиссуре, монтажу, работе с камерой, специальности художника по фильму и звукорежиссуре. Спустя шесть месяцев, ты уже сам выбираешь то, что тебе больше по сердцу. Я с самого начала знал, чего хочу и зачем туда еду. Я всегда хотел учиться режиссуре и продюсированию. Вспомогательной профессией выбрал художество. Потом я приехал, снял свой дипломный фильм "Дидгори".
Была еще картина "Забытый царь", это 105 минут беспрерывного кадра. Мы включили камеру и выключили ее после окончания фильма. Все снято одним дублем. По тем временам то был рекорд Гиннесса! "Забытый царь" вышел на экраны кинотеатров в 2014-ом. Вот после этого фильма я понял, что нет таких трудностей, с которыми ты бы не справился. Какая бы сумасшедшая идея ни пришла к тебе в голову, все преодолимо. Ну, а потом мы начали подготовительные работы к съемкам фильма об Эквтиме. Когда Эквтиме будет окончен, я поеду с ним в Америку и устрою показ в киношколе.
- Ваша картина о человеке, который боролся за сохранение музейных экспонатов, содействовал возвращению из Франции в Грузию вывезенного временным правительством имущества. Фильм об историческом герое, на примере которого растут поколения. Спрашивается, ну какой же фильм нужно финансировать, если как не ваш?!
— Фигура Эквтиме Такаишвили на меня произвела впечатление, когда я увидел впервые в девять лет фильм Резо Табукашвили об этом человеке. А когда я связал свою жизнь с кинематографом, подумал, как же я могу выразить те чувства и то глубокое уважение к этому герою, которое он всей своей жизнью заслуживает. Чем лучше будут представлены все грани личности, тем больше людей задумается о жизненных ценностях. Представляете, если бы такой человек жил в Америке? О нем было бы создано и снято огромное количество художественных и документальных фильмов, рассказывающих, что в этой стране жил такой замечательный человек. Стыдно, но факт: министерство культуры отказало нам в просьбе профинансировать одну треть фильма, ведь основной материал уже снят. Отказало дважды. Киноцентр отказал также, сейчас мы обратились в него уже во второй раз, не знаю, каким будет ответ на сей раз. Самое обидное, что мы просим всего лишь на окончание фильма. Мы проводили различные кампании по сбору средств. Совершенно незнакомые люди, узнавая о том, что мы снимаем картину о таком герое, как Такаишвили, зачисляли по одному лари, по пять лари, крупные компании зачисляли по 500 лари. Ничего, все у нас получится, главное, не расслабляться, бороться, и вселенная обязательно тебе поможет. Эквтиме все выдержал, и мы выдержим, раз взялись за эту тему.
- Победителями рождаются или становятся?
— Человек рождается с массой талантов. И чем больше трудностей ты преодолеваешь на пути к своей мечте, успеху, тем больше шансов ее удержать надолго, тем сильнее ты за это держишься. Каким бы сложным ни казалось дело, ты своим желанием и стремлением можешь послужить примером для остальных, что любая задача преодолима. У меня девиз по жизни: "Мечтай и не сдавайся"!