Sputnik, Мери Блиадзе
В реставрационной лаборатории Дворца искусств над восстановлением экспонатов профессиональные реставраторы работали в течение шести месяцев. В ходе уникальной реставрации была восстановлена и укреплена дорогая историческая ткань, восстановлены потерянные золотые и серебряные детали. Вместо закрепленных в советский период бутафорных деталей, костюмам были возвращены драгоценные и благородные камни.
Натиа Кулуашвили (реставратор): "Над восстановлением тканей мы, два реставратора, в течение шести месяцев работали в довольно напряженном режиме. Восстановлены костюмы Царицы Тамар, царя Луарсаба, царицы Тэкле, платья грузинских князей. В одеждах использованы золото, серебро, жемчуга, гранаты, драгоценные и благородные камни. Каждый из образцов очень важен для нашего общества".
Особо следует отметить торжественный наряд Царицы Тамар, который являет собой образец уникального искусства. Его украшают 3621 жемчужина, 154 позолоченных и 158 серебряных пряжек. Костюм во второй половине прошлого века, по вардзийской фреске, создал известный грузинский художник Солико Вирсаладзе.
Во время реставрации был восстановлен и костюм царицы Тэкле. Уникальный экспонат, сшитый в XIX веке, был собственностью представительницы одной из грузинских княжеских семей и находился на грани уничтожения. В ходе реставрации была укреплена основа его ткани и прикреплены более трех тысяч ранее утерянных деталей. Такие платья в Российской империи XIX века шились для женщин высшего света. К примеру, в одежды с подобным орнаментом одевались две известные грузинские женщины начала XX века – Мери Шервашидзе и Аграфена Джапаридзе.
Натиа Кулуашвили: "Вообще, работа над каждым костюмом была сложной и ответственной. Нам нужно было сохранить прежний вид и восстановить утерянные детали. Костюмы находились в очень тяжелом состоянии. У ткани были механические повреждения, множество рваных и изношенных фрагментов. Кроме того, некоторые места были полностью вырваны. Самым трудным все же оказалось работать над костюмом царицы Тэкле, поскольку он был очень поврежден. Предположительно, именно он является самым древним одеянием".
При шитье одежд царя Луарсаба была использована дорогая персидская парча. Она датируется XVIII веком, украшена 1692 жемчужинами, а для отдельных фрагментов платья использованы черные, розовые, белые и золотистые жемчуга. Примечательны прикрепленные к рукавам большого размера так называемые андалусские жемчуга, распространенные в Грузии с VIII века. Платье Луарсаба украшает подвеска из позолоченного серебра весом 13 граммов.
Помимо этих костюмов, в зале представлены оформленные жемчугами и золотой нитью дорогие одежды членов семьи царя Ираклия и его окружения. Во время оформления использовались детали и орнаменты исторической ткани XVIII –XIX веков, из-за чего костюм приобрел особую художественную ценность.
Финансовую поддержку национального проекта обеспечил Фонд образования Давида Бежуашвили. Для экспонирования драгоценностей был специально подготовлен выставочный зал, где при финансировании и поддержке Министерства культуры и охраны памятников было установлено современное освещение, подготовлены специальные витрины и аппараты климат-контроля. Посмотреть уникальные экспонаты можно в выставочные дни с 17:00 до 20:00 часов.