Sputnik Грузия решил вспомнить путь Патриарха, полный нелегких и удивительных событий.
Илия Второй (в миру Ираклий Гудушаури-Шиолашвили) родом из благочестивой семьи Георгия Симоновича Гудушаури-Шиолашвили и Наталии Иосифовны Кобаидзе. Фамилия Гудушаури упоминается еще с древних времен: с 40-х годов V века, когда царь Вахтанг Горгасали выступил в походе на Северный Кавказ. По дошедшим до нас сведениям, в царском походе сильно отличился некий воин по имени Гудуша из села Сно, и в знак благодарности царь покрестил его ребенка и построил в его честь крепость.
Потомки Гудуши – Гудушаури – играли исключительную роль в жизни родного села, они были мужественными людьми, отличались смелостью и доблестью. В XVII веке в крепости Сно громко славилось имя Шиолы Гудушаури, потомками которого являлись Шарамбали, Сугута, Глаха, Шакро и Гага, он же Георгий – отец Святейшего и Блаженнейшего Илии Второго.
Георгий Шиолашвили создал свою семью именно в селе Сно, в котором, как и во всей Грузии, в тот период велись эксперименты большевиков по коллективизации сельского хозяйства.
Вскоре Георгий Шиолашвили приобрел здесь дом, а его семья стала известна во Владикавказе своей чистотой и праведностью. Именно в такой атмосфере 4 января в семье появился сын, которого отец назвал в честь царя Ираклия II.
В то время во Владикавказе была грузинская церковь имени Святой Нино, которая входила в юрисдикцию Католикоса-Патриарха Всея Грузии. Настоятель храма, архимандрит Тарас Канделаки, бывший секретарь Католикоса-Патриарха Всея Грузии Кириона II, с горем пополам защищал церковь от нападок как духовных, так и правительственных властей. Именно в этой церкви и был крещен маленький Ираклий.
Крестной матерью его стала монахиня Зоиле Двалишвили, которая на протяжении долгого времени была настоятельницей женского монастыря в Мцхета. Монахиня Зоиле часто возила своего крестника в монастырь Самтавро, где ещё в 3-летнем возрасте Ираклий Шиолашвили-Гудушаури однажды на праздник Светицховлоба встретился с Католикосом-Патриархом Калистратом (Цинцадзе), который благословил маленького Ираклия.
"Каждый вечер, перед сном наш отец ставил нас, братьев и сестер, перед иконами и читал нам молитвы, некоторые молитвы читали мы сами. К примеру, 90-й псалом отец всегда поручал читать кому-нибудь из нас. Затем отец окроплял нас святой водой и отправлял спать. Сам же продолжал молиться. Отец завершал молитвы перед Иконой Всех Святых – преклоняя колени столько раз, сколько изображений святых на этой иконе, и у каждого из святых просил благословения".
Семья Георгия Шиолашвили тесно была связана с Грузией, а также Патриархом Всея Грузии Калистратом Цинцадзе. Эта связь еще более углубилась после 24 февраля 1938 года, когда грузинская церковь Святой Нино прекратила свое существование и начались повальные притеснения и преследование верующих грузин.
"Мое детство, отмечал его Святейшество, совпало с очень тяжелым периодом для грузинской церкви. Преследовались священнослужители, закрывались церкви. Люди боялись посещать службы. В нашем доме часто укрывались преследуемые духовные лица, они оставались у нас по месяцам и оставляли неизгладимый след лично в моих мыслях и натуре".
Лето маленький Ираклий обычно проводил в селе Сно в фамильном доме, где слушал от старших народные предания, гулял по родным ущельям, крепостям и церквям. В сентябре 1941 году Ираклий стал учеником первого класса 22-ой средней школы во Владикавказе. По существующим в семье традициям много времени уделял молитвам и был и примерным учеником. Особенно его увлекала история, география и иностранные языки.
22 июня 1941 года на Советский Союз напала фашистская Германия. Осенью вражеские силы подступили к Москве и Владикавказ стал прифронтовым городом. В сложившейся опасной ситуации семья Шиолашвили приняла решение вернуться в Сно. После окончания войны, в 1952 году Ираклий Шиолашвили-Гудушаури закончил 22-ю среднюю школу во Владикавказе и Московскую духовную семинарию в 1957-ом.
Два дня спустя католикос-патриарх Мелхиседек рукоположил его во иеродиакона в кафедральном Сионском Успенском соборе. А 10 мая 1959 года патриархом Московским и всея Руси Алексием I рукоположен во иеромонаха.
"Научный совет Духовной академии решил оставить меня в академии стипендиатом профессора, но любовь к моему народу сподвигла меня оставить все это и привела меня в Грузию".
Вскоре Илия II был назначен клириком кафедрального собора города Батуми, а в 1961 году возведен в сан игумена, и затем — архимандрита.
26 августа 1963 года Илия II был хиротонисан во епископа Шемокмедского, викария католикоса-патриарха Ефрема II. Хиротонию совершили Католикос-Патриарх Ефрем II в сослужении митрополита Урбнисского Давида (Девдариани), митрополита Кутаисско-Гаенатского Наума (Шавианидзе), епископа Сухумско-Абхазского Леонида (Жвания) и епископа Степанаванского Зиновия (Мажуга).
Епископу было поручено стать ректором Мцхетской духовной семинарии. Надо отметить, что в то время эта семинария была единственной духовной школой в Грузии. К этой должности он приступил с большой энергией, а полученный в Московской академии опыт помог ему не только повысить уровень учебного процесса, но и дисциплину школы. На должности ректора епископ пробыл с 1963 по 1972 год. А 1978 году был избран Почетным членом Московской духовной академии.
1 сентября 1967 года владыка был назначен епископом Сухумским и Абхазским, а в 1969-ом — возведен в сан митрополита.
Путь Патриарха
Вскоре митрополит Илия Второй стал лицом Грузинской православной церкви. За большие заслуги перед грузинской церковью Илия Второй в 1972 году получил право ношения второй панагии – это небольшой образ Богоматери (реже Спасителя, Троицы, святых, распятия, библейских сцен), чаще всего округлой формы, носимый архиереями на груди. А в 1975-ом – право носить бриллиантовый крест. Бриллиантовый крест на клобук в настоящее время носят все архиепископы и митрополиты, но так было не всегда. До 1917 года это была отдельная награда, жалуемая императором и выдаваемая Кабинетом Его Императорского Величества. В целом эту награду приходилось ждать пять—десять лет. В наше время крест жалуется одновременно с саном архиепископа.
В то время у грузинской церкви практически не было паствы — даже службы Патриарха посещало максимум десять человек. Но вскоре, действительно, случилось чудо: великолепный храм Светицховели и его двор наполнились представителями грузинской интеллигенции и молодежи. Такое отношение к церкви было чуждо для коммунистического периода. Так наступил новый важный этап в жизни и истории грузинской церкви и Грузии в целом.
В патриаршество Илии Второго в 1980-е годы произошло масштабное возрождение православия в Грузии. Начиная с 1989 года неоднократно действовал как посредник между враждующими политическими сторонами. За последние 36 лет количество епархий в Грузии было увеличено с 15-ти до 33-х. В 1977 году в Грузии было лишь 48 действующих храмов, ныне их — порядка 1000. Были совершены прославления новых святых, открыты новые духовные учебные заведения, в том числе Тбилисская и Гелатская духовные академии. В Тбилиси был возведен самый большой храм Грузии — Патриарший собор Святой Троицы.
Среди наград Патриарха Грузии Илия II — Ордена Святой равноапостольной Нины, Святого великомученика Георгия Победоносца, Святого Иоанна Рыльского I степени, Святого равноапостольного князя Владимира I степени и князя Ярослава Мудрого III степени.
За восстановление независимости Грузинской Православной Церкви, за духовное и физическое спасение грузинского народа, за особый вклад в строительство государственности и борьбу за воссоединение страны Илия II награжден Орденом Давида Агмашенебели.
Илия Второй является Почетным доктором богословия Нью-Йоркской Духовной академии и Свято-Тихоновской Духовной семинарии Православной Церкви в США, а также Духовной академии Киева, острова Крит и Тбилисского государственного университета. Патриарх — Лауреат премии Международного фонда единства православных народов "За особые заслуги в деле укрепления братских уз между православными народами и Церквями".
Патриарх как творец
Илия Второй известен в Грузии и в мире и своим творчеством. Его Святейшество – автор до 20-ти живописных картин и икон, которые по своей тематике, художественному решению и технике очень разнообразны. Среди них – портреты его родителей, работы под названием "Святая Троица", "Господь с нами", "Старые времена", "Иверская Богородица", "Платитера", "Архангел Михаил", "Архангел Гавриил", "Святые цари Соломон Вахтанг и Тамар" (имеется несколько версий этих икон) и др.
Основная часть картин Патриарха хранится в Кафедральном соборе Святой Троицы и в резиденции Патриархии, две же из них находятся в храме Богородицы Манглиси и в Руставском Соборе Святого Вахтанга Горгасали.
Кроме живописных полотен, авторству Илии Второго также принадлежат фрески, эскизы и скульптурные портреты. Но во всех картинах и иконах, написанной рукой Патриарха, есть одна характерная особенность – это большие и глубокие, как океан, глаза изображенных и удивительная философская умиротворенность лица, какое-то неземное спокойствие.
Помимо этого, Илия Второй сочиняет музыку – церковные песнопения и классические произведения, которые не раз звучали, как в Грузии, так и в России, Англии, Франции. Наиболее известные из них — "Kyrie eleison" (греч. — "Господи, помилуй!", "Sanctus" (лат. — "Свят"), "Agnus Dei" (лат. — "Агнец Божий") и "Ave, Maria".
Художественное и музыкальное творчество Святейшего и Блаженнейшего Илии II прекрасно уже и потому, что оно, как и весь путь Патриарха, способно приводить людей ко Христу. А это главная цель искусства не только с христианской, но и с общечеловеческой точки зрения.
Одним словом, Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II – поистине неутомимо деятельная личность. Всю свою жизнь он посвятил укреплению на родине и в мире христианской веры, морали и нравственности, а также укоренению национальных ценностей в духовной, культурной и даже бытовой жизни.
Как-то путь своего служения Илия Второй назвал "солнечной ночью", потому что даже в самые тяжелые времена он всегда был согрет теплом и светом надежды, веры в лучшее и радости единения народа.