Церковь особо почитает первомученика Стефана (Степана) и поминает его несколько раз в году. Он был казнен за христианскую проповедь в Иерусалиме примерно в 34 году после Рождества Христова.
Святой Стефан (Степан) относится к числу 70-ти апостолов, однако, по словам Астерия Амасийского, это был "муж, по времени второй после апостолов, а по славным делам первый".
Житие
Стефан (Степан) происходил из евреев, живших за границей, то есть вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи
Тогда апостолы избрали семерых человек, посвятили их в диаконы и сделали своими ближайшими помощниками не только в опеке бедных, но и в молитвах и богослужениях.
Архидиаконом, то есть первым диаконом был назван молодой Стефан, который выделялся своей крепкой верой и даром слова. Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея — фарисеев.
Они схватили его и повлекли в синедрион — высшее судилище у евреев. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание Святой произнес пламенную речь, смело обличая иудеев в гонениях на пророков и в казни ожидавшегося ими Мессии, Иисуса Христа.
Во время речи Стефан (Степан) вдруг увидел небо отверстым и Иисуса Христа во славе, стоящего по правую сторону от Бога. Он громко провозгласил об этом. Тогда иудеи, затыкая уши, набросились на него, повлекли его за город и побивали камнями, а святой мученик молился за своих убийц.
На казни Святого присутствовал и молодои? гонитель христиан Савл, который держал одежды кидающих камни. Но вскоре после этого Савл, одобрявший это убийство, покаялся, уверовал, крестился и стал одним из лучших проповедников Христа — апостолом Павлом.
Так в 34 году после Рождества Христова скончался первый христианский мученик. ТелоСтефана, оставленное на съедение зверям, тайно взял известный еврейский учитель Гамалиил с сыном своим Авивом и похоронил в своем имении. Впоследствии они оба уверовали во Христа и приняли Крещение.
После этого началось в Иерусалиме преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи.
Традиции, обычаи, приметы
На Руси в Степанов день пастухи договаривались с крестьянами, имевшими скотину. О том, что заключались столь важные для всей общины подряды, есть такие пословицы: "В пастухи наймешься — вся деревня у тебя в долгу", "Степанов день пастуха год кормит".
Особенно почитали пастухов-колдунов, крестьяне верили, что обладающие тайными знаниями пастухи могут договариваться с хозяином леса — лешим. Поэтому с пастухами, по обычаю, старались не ссориться — крестьяне опасались, что пастух может отдать в жертву лешему корову обидчика. Пастушьему инструменту — рожку и рябиновому батожку — также приписывались магические свойства.
Стефан считается покровителем домашнего скота, в особенности лошадей. На этот день, по обычаю, принято поить лошадей из серебряной посуды, чтобы они были покладистыми и не болели.
Одним из популярных обрядов на Руси в Степанов день было избавление от сердечных печалей. Чтобы "похоронить" тоску, девушка должна была набрать в посуду воды и вылить ее в особую "чашу пагубную" поставленную отдельно для всех девиц, кто желал смыть с сердца кручину.
Степанов день приходится на период Святок — двенадцати дней после Рождества Христова. В народе верил в примету, что в это время шалит нечисть, поэтому нужно было защищаться от нее. Для этого хозяева вытесывали осиновые колья и ставили их по всем углам двора, чтобы ведьмы не могли подойти к дому и хлеву. Поэтому в народе об этом дне принято было говорить: "Степан колья тешет".
В народе этот праздник всегда сопровождался гуляниями, играми, песнями, танцами, шутками, несмотря на то, что церковь не приветствовала шумные гуляния во время Святок.
По селам ходили медведчики — вожаки с учеными медведями, устраивавшие представления на потеху народу. Обязательным атрибутом медвежьего выступления была ряженая коза (наряженный козой музыкант).
Про Степанов день в народе говорили: "Пришел Степан — на нем красный жупан", что означало, что с этого дня стоило ожидать крепких (красных) морозов. Если же на Степана было тепло и шел снег, то, по примете, ожидали мокрой и слякотной погоды на протяжении нескольких дней.
По старинному обычаю, чтобы кожа всегда была красивая и чистая, на третий день Рождества Христова, проснувшись, не наступайте босой ногой на пол, пока не скажете: "Тризна у Христа, а на моем челе красота. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь".