"Единое национальное движение" покинуло большинство самых ярких представителей, среди которых экс-мэр Тбилиси Гиги Угулава, "серый кардинал" партии Гига Бокерия, экс-спикер парламента Давид Бакрадзе и еще 55 руководящих лиц.
Сторонники Саакашвили оказались в очень тяжелом положении – в парламенте их представляют лишь пять депутатов, чего недостаточно для формирования отдельной фракции. Более того, ЕНД может лишиться названия и, соответственно, финансирования и офисов, если команда Угулава-Бокерия пойдет в суд.
Защитить своих соратников Саакашвили не может, так как он потерял право возглавлять какую-либо партию в Грузии, так как больше не является гражданином страны. Сегодня он номинально управляет созданной им партией.
Между тем, команда Угулава-Бокерия готовится к созданию новой партии, имея за собой места в парламенте и, соответственно, возможность не сходить с экранов грузинских телеканалов. Они уже заявили о том, что примут участие в ближайших выборах в органы местного самоуправления осенью 2017 года.
Первая трещина
Первыми "Нацдвижение" в 2015 году покинули пять авторитетных политиков — Зураб Джапаридзе, Павле Кублашвили, Георгий Меладзе и Гога Хачидзе, которые вскоре создали партию "Новый политический центр "Гирчи" и Георгий Вашадзе, создавший партию "Гражданская платформа – Новая Грузия".
Они открыто заявили, что не согласны с политикой партии и ее идейным вдохновителем. ЕНД, по их мнению, отдалилось от народа.
"Новая Грузия" приняла участие в парламентских выборах в коалиции с партией оперного певца Пааты Бурчуладзе "Государство для народа", но не смогла попасть в парламент. Вашадзе перебрался на Украину и занялся там созданием прототипов грузинского Дома юстиции.
Лидеры "Гирчи" пошли иным путем – отстаивая идею легализации марихуаны в стране, они идут на крайние меры. На Новый 2017 год в своем офисе в праздничной обстановке они посеяли коноплю в 80 горшках, которая уже взошла и за ней пришла полиция. Дальнейшего развития событий ждут как их сторонники, так и противники.
Начало конца
На первую трещину в монолитном "Нацдвижении" практически никто не обратил внимания. Однако последующие события удивили многих. После первого тура парламентских выборов в октябре 2016 года стало понятно, что в ЕНД есть люди, которых вовсе не волнует мнение Саакашвили.
Недовольный результатами первого тура выборов Саакашвили призвал соратников отказаться от участия во втором туре и вообще от работы в парламенте, в котором они уже получили 27 мест.
Однако, Бокерия и Бакрадзе смогли мобилизовать силы и на политсовете принять решение, противоречащее желаниям Саакашвили. Тут и стало все ясно.
Сразу после объявления итогов парламентских выборов Саакашвили резко раскритиковал членов политсовета, заявив, что в ЕНД есть люди, с которыми он не хочет иметь никакого дела. Экс-президент обвинил их в желании единолично управлять партией и в том, что они не проводят интересы сторонников партии.
На фоне этих событий экс-мэр Тбилиси Гиги Угулава, будучи заключенным, призвал соратников созвать съезд ЕНД и избрать нового председателя, каковым до 2015 года был Саакашвили. Экс-президент поддержал идею, параллельно начав свою игру по укреплению влияния.
Съезд, как повод
Окончательно отношения между Саакашвили и командой Бокерия-Бакрадзе испортились после того, как им не удалось договориться о формате проведения съезда ЕНД. Сторонники Саакашвили в политсовете партии провалили идею малочисленного съезда и избрание Бакрадзе новым председателем.
В результате команду Бокерия-Бакрадзе отстранили от организации съезда.
Сторонники Саакашвили начали проводить встречи с активистами, в которых дистанционно участвовал и сам экс-президент. Они не скрывали, что на съезде планируется изгнание несогласных.
Саакашвили напрямую обвинил команду Бокерия-Бакрадзе в сговоре с основателем правящей партии "Грузинская мечта – демократическая Грузия", миллиардером Бидзиной Иванишвили. В ответ те заявили, что в ЕНД больше нет единства и партия находится на грани раскола.
Последний гвоздь
Противники Саакашвили поставили точку в расколе партии после того, как в начале января 2017 года на свободу вышел экс-мэр Тбилиси Гиги Угулава. К тому времени он уже отсидел свой срок за создание фиктивных рабочих мест для актива партии.
Сразу после выхода из тюрьмы Угулава взял на себя роль "миротворца" и попытался найти выход из кризиса. После переговоров со сторонниками Саакашвили и с самим Саакашвили экс-мэр заявил, что "Нацдвижение" раскололось и надежды на примирение больше нет.
Угулава присоединился к команде Бокерия и фактически стал ее лидером. Именно он сделал самое резкое заявление в отношении Саакашвили, заявив, что он не достоин быть лидером партии и стал проблемой для самого себя.
Мнение Саакашвили
После ухода команды Угулава и Бокерия из "Единого национального движения" Саакашвили не смог скрыть своей радости. Завершилось "правление лузеров", сказал он.
"Партия едина и сильна, как никогда за последние четыре года, так как контроль над нею вернулся к десяткам тысяч активистов", — написал Саакашвили на своей странице в соцстети Facebook.
"Сегодня день освобождения Национального движения и его возвращения народу", — отметил Саакашвили во втором посте.
Взгляд со стороны
Эксперт Гия Нодия, который несколько лет назад сам был членом "Нацдвижения" и хорошо разбирается во внутренней кухне партии, считает, что обеим командам придется нелегко после раскола.
"Говорить о будущей перспективе очень сложно. Обеим партиям будет сложно добиться даже той поддержки, которая была у них 8 октября (первый тур парламентских выборов – ред.). На фоне этого скандала сторонники потеряют доверие к обеим сторонам. Таким образом проиграли обе стороны", — сказал Нодия.
Эксперт считает, что, если команда Саакашвили действительно обратится к акциям протеста и радикализму, как предлагает экс-президент, то она потеряет много сторонников и станет маргинальной.
По мнению Нодия, у команды Бокерия намного больше шансов, чем у Саакашвили из-за пустого политического пространства оппозиции.
Проигрышной позицию команды Саакашвили считает и другой эксперт Гия Хухашвили.
"Национальное движение" должно пройти повторную регистрацию и зарегистрироваться как религиозная организация, так как там осталась только паства и мессия, и пусть назовутся "Свидетели Миши". Там не осталось политиков, тех кто осуществлял политический менеджмент и, соответственно, их перспективы очень туманные", — сказал Хухашвили.
Эксперт исключил будущее сотрудничество между бывшими соратниками.
Противоположного мнения придерживается политолог Рамаз Сакварелидзе, который считает, что команде Угулава-Бокерия будет сложно завоевать новых сторонников без харизмы Саакашвил.
"Симпатии к "Нацдвижению" были обусловлены в основном харизмой Саакашвили. Мы видели, что «Гирчи» и команда Вашадзе не смогли добиться успеха на выборах. Возможно, также закончит и команда Угулава-Бокерия", — подчеркнул Сакварелидзе.