Обрезание Господне считается великим праздником, но он не принадлежит к двунадесятым и празднуется один день — без предпразднества и попразднества.
История
Праздник этот очень древний — первые сведения о нем относятся к IV веку, то есть примерно к тому же периоду, когда христиане начали отдельно праздновать Рождество.
Евангельское предание гласит, что на восьмой день после Рождения Иисус Христос, по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), которое назвал архангел Гавриил еще в день Благовещения Деве Марии.
Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. У евреев этот обряд, которому уже много веков, был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками.
"И взял Авраам Измаила, сына своего и всех, рожденных в доме своем, и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова, и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог".
Правила предписывали совершать обрезание на восьмой день, когда новорожденный окрепнет. К тому же число 8 выражало полноту и совершенство. Откладывать на более позднее время совершение повеленного считалось выражением пренебрежения и небрежности, недопустимой там, где речь о повелении Божием.
Касалось это мальчиков, так как для продолжения рода достаточно освящения главы семьи, жена же с мужем составляла единое целое. Первоначально главное внимание было направлено на умножение численности народа, и потому в Ветхом Завете строго узаконено прежде всего единство крови и веры.
Праздник Обрезания сыграл важную историческую роль в конце первого века нашей эры, когда среди христиан возникла одна из первых ересей —докетизм. Ее название происходит от греческого "докео", что означает "казаться". Последователи докетизма считали Христа не реальным человеком, а призраком или духом, который лишь казался воплотившимся. Евангельское свидетельство о том, что Он прошел обрезание в спорах того времени стало важным свидетельством того, что плоть Христа была осязаемой, а значит и Сам Он был истинно воплощенным.
В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся.
Смысл
Для христианина полноценная жизнь начинается с крещения. Чем-то подобным было обрезание в Церкви ветхозаветной.
Спаситель пришел к людям, чтобы установить Новый Закон и Новую Церковь. Но, чтобы люди поверили Ему, необходимо было соблюсти Ветхий Закон.
По толкованию отцов Церкви, Спаситель мира, зачатый и рожденный без греха, имея чистую и святую плоть, в которой не было места никаким мирским похотям и страстям, подчинился не только обряду обрезания, но и прочим предписаниям и постановлениям иудейского закона.
Во-первых, чтобы через это даровать людям усыновление Господу, во-вторых, приняв обрезание, Христос был причислен к грешному роду человеческому, воспринял на Себя все грехи людей, чтобы избавить их от греха, проклятия и смерти.
Обрезание по своей форме — это определенное ограничение, удаление. Принимая плотское обрезание по Закону, Христос тем самым показал людям необходимость духовного обрезания (то есть, удаления, ограничения) от себя своих греховных страстей — эгоизма, гордыни, самости и иных рождающихся от них.
В праздник Обрезания Господня церковь предписывает вспоминать, что и Богородица, и Иосиф были истинными иудеями, почитавшими Тору. Этот праздник — также напоминание о том, что и сам Иисус, и первые апостолы, и первые христиане были иудеями, строго соблюдающими еврейский закон.
Традиции
Обрезание Господне отмечают в один день с празднованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподакийской. В народе этот праздник больше был известен как Васильев день, а все традиции и обычаи так или иначе связаны с празднованием Старого Нового года.
В этот день на Руси было принято ходить по домам с поздравлениями и пожеланиями добра и благополучия. Совершался особый обряд, который в разных местностях назывался по-разному: авсень, усень, овсень, говсень, баусень, таусень. Крестьянские дети ходили по домам селян и, распевая "засевальную песню", из рукава или мешка "сеяли" зерна овса, пшеницы, гречихи или ржи.
Иногда вместо засевальных песен проговаривали пожелания: на счастье, на здоровье, на новое лето, "роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашницу" или "уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный».
Вечер перед этим праздником называли "щедрым" — ходили по домам и пели "щедривки": "Щедрый вечер, добрый вечер добрым людям на здоровье!"
В ночь на 14 января девушки гадали на суженого — ведь продолжался период Святок, лучшее время года для всякого рода гаданий и предсказаний. Для этого девушки расчесывали перед сном волосы, клали к себе под подушку гребешок и говорили волшебные слова: "суженый-ряженый, приди расчесать мне голову".
В этот день судили и о погоде в предстоящем году. Если утро солнечное — год выдастся счастливым и уродятся фрукты. Если деревья покрыты инеем, будет хороший урожай зерновых, а если день теплый — богатый урожай ржи. Удачный год предрекал и выпавший в этот день снег.
Материал подготовлен на основе открытых источников