Ладо Асатиани как никто другой смог передать в стихах любовь к родине, родным краям, Тбилиси, сумел поймать в словах мужской дух, написав строки: "Хоть жена моя и красива, желаю, краше чтоб она была".
Друг Асатиани Шота Куридзе, журналист, писатель и общественный деятель, назвал Асатиани поэтом жизни и земной красоты.
Со дня рождения великого грузинского поэта прошло ровно 100 лет. Ладо (Владимир) Асатиани родился 14 января 1917 года в городе Кутаиси в семье сельских педагогов Мелхиседека (Меки) Асатиани и Лиды Цкитишвили, которые были родом из красивейшего села Барднала в Западной Грузии.
В села Барднала находится дом-музей Ладо Асатиани, в котором хранятся личные вещи поэта и издания его произведений. Каждый год летом в память о поэте в деревне устраивается праздник "Ладооба".
В семье Асатиани всегда любили поэзию. Дедушка Ладо Гуджу Асатиани знал много стихотворений. Дедушка и бабушка Ладо Асатиани имели большой дом в Барднала и земельные участки с пашней и лесом. Неудивительно, что Ладо, вдохновленный красивейшими пейзажами села, стал поэтом.
И огромный дом, и лес, и земельные участки в 1930 году отобрали большевики. Узнав об этом, дед Ладо скончался в тот же день. Бабушке оставили одну комнату. В других комнатах разместились контора колхоза и кооперативный магазин. Отобрали у нее и все личное имущество. Ладо тогда было 13 лет.
Ладо Асатиани учился в школе города Кутаиси. Окончив семь классов, он поступил в сельскохозяйственный техникум. После того, как его семья (родители, младший брат Георгий и сестра Медея) вернулась из Кутаиси в свой дом в Барднала, Ладо перенес документы в Цагерский сельскохозяйственный техникум, чтобы быть поближе к родным.
Окончив техникум, 17-летний Ладо поступил на факультет естествознания Кутаисского педагогического института. В том же году перешел на факультет грузинского языка и литературы. Ладо часто выступал на литературных вечерах, читал стихи.
Первый свой стих Ладо Асатиани опубликовал в кутаисской газете "Сталинели" в феврале 1936 года.
В 1937 году страну захлестнули сталинские репрессии, которые коснулись и семьи Ладо. Его мать, учительницу русского языка и литературы Лиду Цкитишвили, арестовали и отправили в ссылку, а Ладо исключили из института за "контрреволюционную болтовню".
В марте 1938 года Ладо восстановили в институте, который он окончил в том же году, после чего переехал в Тбилиси.
Здесь он начал работать в редакции ежемесячного журнала "Чвени таоба" ("Наше поколение"), а также в газете "Норчи Ленинели". В редакции он познакомился со своей будущей супругой Анико Вачнадзе, с которой у Асатиани родилась дочь — Манана.
В конце октября 1939 года Ладо призвали в армию. Он попал в город Острогожск Воронежской области. Но в армии он долго не продержался. Ему диагностировали туберкулез, и военно-гарнизонная комиссия полностью освободила его от воинской службы.
Самые известные произведения Асатиани создал за последние три года своей жизни. Чувствуя приближение смерти, он работал усердно. Именно в это время поэт создал свои неповторимые поэмы "Аспиндза" и "Басианская битва", стихи "Барднала", "Девять братьев Херхеулидзе", "Первые грузинские кузнецы", "Салагобо", "Духан Пиросмани", "Гулбаат Чавчавадзе", "Абастумани"…
В последнее время Ладо Асатиани находился в высокогорном местечке Абастумани, где особый климат благодаря многовековым елям, но ему все же становилось хуже. В то время туберкулез был неизлечимой болезнью.
Осенью 1942 года, возвратившись из Абастумани, Ладо хотел поехать в Барднала, но уже не мог. В начале лета 1943 года его состояние резко ухудшилось. В последние дни Асатиани очень хотел увидеть отца. Он умер полусидя на кровати, держа в руках книгу английской поэзии. В день его смерти из Барднала приехал отец, но Ладо уже не было.
Похоронили Ладо Асатиани в Тбилиси на кладбище в Ваке, но в 1968 году его останки перезахоронили в Дидубийском пантеоне общественных деятелей.