Несмотря на то, что Мегвинетухуцеси сыграл много блестящих ролей в театре и кино, российский зритель навсегда запомнил его по роли легендарного Даты Туташхия.
В юбилей Sputnik Грузия решил вспомнить самые яркие моменты и высказывания из жизни и творчества гениального талантливого артиста.
Но имя того, о ком изволили говорить полковнику Зарандия, в конце 70-х гремело на весь СССР. И звали его Дата Тутшхия, а за непростыми отношениями двух братьев с упоением следили миллионы зрителей.
Телесериал "Берега" и роль Туташхия принесла Отару Мегвинетухуцеси оглушительную славу. Это была непревзойденная игра новой грузинской звезды и фактурного красавца Мегвинетухуцеси.
Казалось, кто если не Отар, представитель древней грузинской фамилии ("Мегвинетухуцеси" — в переводе с грузинского означает "старший виночерпий"), должен был сыграть Туташхия, человека, у которого вместо крови – благородство.
"Это идеал грузина для меня. Вот когда человек начинает входить в жизнь, из ребенка в мужчину переходит, мечтаешь, каким хочешь быть, хотелось бы приобщиться к тому, что написал Чабуа Амирэджиби", – говорил Мегвинетухуцеси.
"Этот интеллектуал, мыслящий, образованный актер умеет проникнуть в душу персонажа. В моей картине "Дата Туташхия" Отар создал замечательный образ мудрого человека, настоящего мужчины, который борется за свободу личности. Актер этой ролью оставил неизгладимый след в душах людей. Я считаю Мегвинетухуцеси выдающимся актером!", — говорил про артиста режиссер Гига Лордкипанидзе.
В "Мольбе" Тенгиза Абуладзе он был олицетворением мудрости и боли, несгибаемости и священного закона гор. В "Древе желания" – совсем другим человеком – беспомощным и наивным чудаком, ищущим то волшебный камень, то волшебное дерево.
Однако главной любовью Отара Мегвинетухуцеси был все же театр. В 1954 году он окончил Театральный институт имени Ш. Руставели, где обучался у педагогов Дмитрия Алексидзе, Акакия Васадзе и Акакия Хорава, после чего был сразу принят в труппу Театра имени Котэ Марджанишвили. Спустя год он сыграл свою первую большую роль – Чонту в спектакле "Изгнанник" по произведению Важа Пшавелы.
В его персонажах — царь Эдип, Сирано де Бержерак, король Лир, Отелло — была эпическая мощь, глубина мысли и вулкан головокружительных страстей. Красивый разрез огромных серо-голубых глаз, статный и высокий, с гордой осанкой, он походил на античного героя, невозмутимо взирающего на жизнь.
В 2001 году знаменитого грузинского актера пригласили в Московский художественный театр — он исполнил роль Царя Креона в спектакле "Антигона" в постановке Темура Чхеидзе. Это был дебют Мегвинетухуцеси в русском театре и на русском языке, и он оказался ошеломляющим. Работа Отара Мегвинетухуцеси была отмечена театральными премиями "Чайка" и "Кумир". Пресса называла его игру дивной, магнетической, а каждый его взгляд и каждую фразу настоящими и проникающими в глубину души. Говорили, что Мегвинетухуцеси не играет, а живет Креоном. И это была абсолютная правда. Отар жил в каждом своем движении, жесте и слове. Просто потому что по-другому не мог и умел.
Отар Мегвинетухуцеси ушел из жизни 8 мая 2013 года в Тбилиси. Ему был 81 год. Похоронен в Дидубийском пантеоне писателей и общественных деятелей. В грузинском театре и кино до сих пор не засияла звезда, подобная таланту этого выдающегося грузинского артиста с непередаваемой сценической харизмой.