Куратор выставки Ивета Манашерова провела корреспонденту Sputnik Грузия экскурсию по грузинскому искусству и рассказала о новаторстве Какабадзе, французском периоде Гудиашвили и о том, как авангардисты открыли "грузинского Джотто".
В экспозиции находятся 220 произведений из частных и музейных коллекций России и Грузии. Среди них картины примитивиста Нико Пиросмани, авангардистов Ладо Гудиашвили и Давида Какабадзе, а также работы Александра Бажбеук-Меликова, Елены Ахвледиани, Кирилла Зданевича и Зиги Валишевского. Кроме того, в музее можно увидеть эскизы костюмов и театральные декорации Ираклия Гамрекели и Петрэ Оцхели, а между залами — фрагменты из фильмов, в создании которых участвовали представленные художники. По словам организаторов, многообразие экспонатов показывает, как авангардная мысль повлияла на разные виды искусства в начале XX века.
Ивета Манашерова, куратор выставки и коллекционер: "Идея организовать выставку возникла давно, но из-за отсутствия дипломатических отношений между странами было затруднительно везти работы из грузинских музеев, поэтому все ждали. Всё решилось 30 августа, когда мне позвонила Марина Лошак (директор музея) и предложила сделать выставку грузинского авангарда вместо бельгийского, которая внезапно отменилась. Обычно большие показы готовятся от полугода до двух лет — у нас было три месяца. Я сразу же списалась с коллекционерами и исследователями, и вместе с Еленой Каменской (второй куратор) нам удалось собрать экспонаты из 15 частных коллекций не только России и Грузии, но и США".
По словам Иветы Манашеровой, эта выставка показывает, что грузинский авангард является частью мировой тенденции того времени. И несмотря на то, что Пиросмани не входит в это направление, он определенно с ним связан. Грузинский примитивист был тем художником, от которого "оттолкнулись" все молодые мастера. "Пиросмани, будучи самоучкой, дал им свободу от академизма", — говорит Манашерова.
Художник-изобретатель
Одним из почитателей творчества Пиросмани был Давид Какабадзе, которому посвящен первый этаж. Он был в некотором роде новатором, соединившим естественно-научные знания с искусством. Давид посещал в Петербурге художественную мастерскую и одновременно с этим был студентом физико-математического факультета. На протяжении всей жизни он обращался к науке — во Франции Какабадзе придумал новую "безочковую" систему для стереокинематографа, позволяющую показывать кино в трехмерном изображении (предшественник 3D). За это изобретение он получил патент, но производство было остановлено из-за финансовых проблем. В дальнейшем в своем творчестве он часто использовал детали, оставшиеся от стереоаппарата. Это придавало картинам динамизм.
Ивета Манашерова: "По мнению Какабадзе, его конструктивно-декоративные работы отражали "дух машинизма". Он умело сочетал краски с металлическими деталями, оптическими линзами и зеркалами ("Абстрактная композиция"). В Париже он также создал несколько работ "декоративного мотива" (1927), где стремился к эффекту внутреннего свечения картины. Кроме произведений французского периода, в музее представлено раннее творчество художника — пейзажи родной Имерети".
По возвращении в Тифлис Давид Какабадзе был обвинен в формализме. Разочарованный художник отдалился от живописи и занялся театром и кино. На выставке можно увидеть фрагменты из фильма "Соль Сванетии" (1929 г.) режиссера Михаила Калатозова (Калатозишвили), где Давид Какабадзе принял участие как художник-постановщик. Интересно, что в киноленте использовались нехарактерные для зрителя "круговые движения" (вращение мельницы вокруг сванских башен), о которых Калатозов вспомнил через 30 лет в "Летят журавли" (кружащиеся в танце березы). К живописи Какабадзе вернулся только в 1934 году. Темой его картин вновь стали пейзажи Имерети и Сванети. Но, даже изображая природу, художник мастерски сочетал национальный колорит с авангардной мыслью.
До этой выставки Какабадзе практически не был известен в России.
Французский дух Тифлиса
А вот Ладо Гудиашвили, представленный на втором этаже музея, уже знаком россиянам – его выставки регулярно проводились в Москве вплоть до распада СССР. Ладо (Владимир) учился во Франции, где быстро вошел в парижский круг художников, среди его знакомых были Модильяни, Пикассо, Дерен и другие известные мастера. Он, безусловно, поддался влиянию французской школы живописи – в его произведениях можно заметить плавные силуэты, вытянутые формы и уточненные линии ("У черного ручья"). В этот период он был близок к символизму и арт-деко.
Еще одной особенностью художника являлись яркие цвета, он был одним из первых в грузинском искусстве, кто отошел от темных тонов. Однако большое влияние на творчество Гудиашвили оказал именно Пиросмани, с которым он познакомился еще в 1915 году. Возможно, это объясняет присутствие в картинах молодого автора грузинских мотивов ("Кутёж под деревом").
Ивета Манашерова: "На выставке мы постарались представить работы в основном французского периода, который был самым интересным и успешным в карьере живописца. В то время он активно участвовал во всех независимых салонах, и уже тогда коллекционеры интересовались его произведениями. В 1923 году Джеймс Розенберг, основатель Новой галереи в Нью-Йорке, увез из Парижа около десяти полотен Гудиашвили, которые до сих пор находятся в США".
В 1925 году художник вернулся в Грузию и активно занялся графикой, которую также можно увидеть на выставке. Его самой известной работой стала иллюстрация к поэме "Витязь в тигровой шкуре" Шота Руставели. Что касается живописи, то в этот период Гудиашвили писал, по большей части, рубенсовских женщин, а также пробовал себя в росписи. В Тбилиси, в церкви Кашвети, сохранились незаконченные фрески мастера – именно за них в советское время он был уволен из Академии художеств. Тогда Гудиашвили, как и многие художники, стараясь отойти от требований партии, переключился на работу в театре и кино.
Театральными костюмами и эскизами декораций также занимались Ираклий Гамрекели, Петрэ Оцхели и Кирилл Зданевич. Их произведениям посвящен отдельный зал. В своих работах они старались сохранить национальные черты и одновременно с этим воплотить в них новейшие художественные направления. Трудясь под руководством Константина Марджанишвили и Сандро Ахметели, авангардисты внесли в театр и кино значительные преобразования, в частности, использовали в фильмах конструктивистские ракурсы, рапид и объемную мультипликацию. Эти приемы можно увидеть на выставке в киноленте "Моя бабушка" 1929 года (режиссер Котэ Микаберидзе, художник-постановщик Ираклий Гамрекели). Фильм интересен тем, что был запрещен в СССР из-за сцен, высмеивающих советскую власть, — о нем вспомнили уже в 90-е годы.
Однако до 30-х годов партийная идеология еще не успела дойти до грузинского искусства – Тифлис жил насыщенной культурной жизнью, свободной от соцреализма. В то время в "маленьком Париже", как называли Тбилиси, вместе с грузинскими мастерами творили русские, армяне и даже поляки.
На втором этаже экспозиции можно увидеть работы ярких представителей того времени. Елена Ахвледиани с картиной "Аджарец" (1927) в лучших грузинских традициях. Александр Бажбеук-Меликов (Меликян), которого сегодня называют колористом номер один, со своими произведениями "В парке" и "Тир". Сергей Судейкин и полотно "В тифлисском кафе", передающее ту атмосферу "маленького Парижа". Отдельного внимания заслуживает необычный автопортрет Кирилла Зданевича — образец "оркестровой живописи". И графический "Портрет жены Валерии" с интересной надписью "Денег нет – будут". Валерия Валишевская-Зданевич также изображена Игорем Терентьевым на фоне "Льва" Пиросмани, который ждет посетителей на третьем этаже.
От трактирных вывесок до мирового признания
Финальная часть экспозиции начинается с портрета Ильи Зданевича. И это неслучайно — именно он вместе с братом Кириллом и его другом Михаилом Ле-Дантю открыл миру творчество Пиросмани. Прогуливаясь по Тбилиси, художники случайно наткнулись на вывески талантливого Николая (Нико). Автора удалось найти спустя год, и в 1913 году его работы были впервые продемонстрированы широкой публике на московской выставке.
Вывески, которые рисовал Пиросмани, были выполнены на железе. Однако художник-самоучка отдавал предпочтение технической клеенке (на парусиновой основе) — из-за большого количества масел на нее отлично ложилась краска.
Ивета Манашерова: "Колорит Пиросмани очень скромный – в одной работе было не больше трех-четырех цветов. Многие исследователи говорят, что, возможно, это восходит к грузинской традиционной одежде, где активно присутствует черный цвет, но при этом обязательно есть белый, небольшие вкрапления красного и желтого в качестве украшения. Кроме того, "клеенка", на которой в основном рисовал Пиросмани, была черного цвета, что придавало полотнам советующие оттенки".
Известно, что любимой темой Пиросмани было традиционное грузинское застолье, которое можно увидеть на картине "Кутежи". Это произведение часто называют аллюзией на Тайную вечерю. Нередко встречались в творчестве примитивиста и анималистические сюжеты – лев, жираф, верблюд, лань. Примечательно, что Пиросмани никогда не видел их вживую – только на картинках. А льву он посвятил даже несколько произведений ("Иранский лев"), это объясняется тем, что образ зверя был очень популярен в грузинской средневековой живописи и эпосе.
Пиросмани никогда не писал с натуры, будь то портрет (Ильи Зданевича) или сцена из спектакля. Триптих (три картины, объединённые одной темой или сюжетом) "Брат и сестра" по одноименной пьесе Валериана Гуния также был срисован с фотографий. Две работы из этой серии можно увидеть на выставке — третья хранится в Грузии. В целом, все сюжеты Пиросмани были реалистичными – он писал то, что его окружало, или то, что он видел на картинках/фотографиях. Например, в своих произведениях он затрагивал и острую на тот момент тему войны, изображая сражения, солдат и медсестер ("Морской бой. Русско-японская война").
О жизни Пиросмани известно мало. А вот его картины старались найти и сохранить все художники тбилисского общества. Первыми собирателями "грузинского Джотто" были именно братья Зданевичи. Затем к поискам полотен приобщились Давид Какабадзе и Ладо Гудиашвили. Такое внимание, безусловно, было вызвано уважением и почитанием творчества Пиросмани. Именно поэтому художник-примитивист и объединившиеся вокруг него авангардисты сегодня выставляются вместе.
Выставка "Грузинский авангард: 1900–1930-е" в ГМИИ имени Пушкина продлится до 12 марта.