Грузинский авангард в Москве: от Пиросмани до Ахвледиани

© photo: courtesy of Alena SavelievaКартины Нико Пиросмани
Картины Нико Пиросмани - Sputnik Грузия
В ГМИИ имени Пушкина в Москве проходит выставка "Грузинский авангард: 1900–1930-е". На трех этажах Отдела личных коллекций представлены работы Нико Пиросмани, Ладо Гудиашвили, Давида Какабадзе и других мастеров первой трети XX века.

Куратор выставки Ивета Манашерова провела корреспонденту Sputnik Грузия экскурсию по грузинскому искусству и рассказала о новаторстве Какабадзе, французском периоде Гудиашвили и о том, как авангардисты открыли "грузинского Джотто". 

В экспозиции находятся 220 произведений из частных и музейных коллекций России и Грузии. Среди них картины примитивиста Нико Пиросмани, авангардистов Ладо Гудиашвили и Давида Какабадзе, а также работы Александра Бажбеук-Меликова, Елены Ахвледиани, Кирилла Зданевича и Зиги Валишевского. Кроме того, в музее можно увидеть эскизы костюмов и театральные декорации Ираклия Гамрекели и Петрэ Оцхели, а между залами — фрагменты из фильмов, в создании которых участвовали представленные художники. По словам организаторов, многообразие экспонатов показывает, как авангардная мысль повлияла на разные виды искусства в начале XX века. 

© Алена СавельеваКартины Ладо Гудиашвили
Картины Ладо Гудиашвили - Sputnik Грузия
Картины Ладо Гудиашвили

Ивета Манашерова, куратор выставки и коллекционер: "Идея организовать выставку возникла давно, но из-за отсутствия дипломатических отношений между странами было затруднительно везти работы из грузинских музеев, поэтому все ждали. Всё решилось 30 августа, когда мне позвонила Марина Лошак (директор музея) и предложила сделать выставку грузинского авангарда вместо бельгийского, которая внезапно отменилась. Обычно большие показы готовятся от полугода до двух лет — у нас было три месяца. Я сразу же списалась с коллекционерами и исследователями, и вместе с Еленой Каменской (второй куратор) нам удалось собрать экспонаты из 15 частных коллекций не только России и Грузии, но и США". 

© photo: courtesy of Alena SavelievaКартины Нико Пиросмани
Картины Нико Пиросмани - Sputnik Грузия
Картины Нико Пиросмани

По словам Иветы Манашеровой, эта выставка показывает, что грузинский авангард является частью мировой тенденции того времени. И несмотря на то, что Пиросмани не входит в это направление, он определенно с ним связан. Грузинский примитивист был тем художником, от которого "оттолкнулись" все молодые мастера. "Пиросмани, будучи самоучкой, дал им свободу от академизма", — говорит Манашерова.

© Алена СавельеваКартина Нико Пиросмани "Пасха"
Картина Нико Пиросмани Пасха - Sputnik Грузия
Картина Нико Пиросмани "Пасха"

Художник-изобретатель

Одним из почитателей творчества Пиросмани был Давид Какабадзе, которому посвящен первый этаж. Он был в некотором роде новатором, соединившим естественно-научные знания с искусством. Давид посещал в Петербурге художественную мастерскую и одновременно с этим был студентом физико-математического факультета. На протяжении всей жизни он обращался к науке — во Франции Какабадзе придумал новую "безочковую" систему для стереокинематографа, позволяющую показывать кино в трехмерном изображении (предшественник 3D). За это изобретение он получил патент, но производство было остановлено из-за финансовых проблем. В дальнейшем в своем творчестве он часто использовал детали, оставшиеся от стереоаппарата. Это придавало картинам динамизм. 

© Алена СавельеваКартина Давида Какабадзе "Имеретия"
Картина Давида Какабадзе Имеретия - Sputnik Грузия
Картина Давида Какабадзе "Имеретия"

Ивета Манашерова: "По мнению Какабадзе, его конструктивно-декоративные работы отражали "дух машинизма". Он умело сочетал краски с металлическими деталями, оптическими линзами и зеркалами ("Абстрактная композиция"). В Париже он также создал несколько работ "декоративного мотива" (1927), где стремился к эффекту внутреннего свечения картины. Кроме произведений французского периода, в музее представлено раннее творчество художника — пейзажи родной Имерети".

© Алена СавельеваКартина Давида Какабадзе "Декоративный мотив"
Картина Давида Какабадзе Декоративный мотив - Sputnik Грузия
Картина Давида Какабадзе "Декоративный мотив"

По возвращении в Тифлис Давид Какабадзе был обвинен в формализме. Разочарованный художник отдалился от живописи и занялся театром и кино. На выставке можно увидеть фрагменты из фильма "Соль Сванетии" (1929 г.) режиссера Михаила Калатозова (Калатозишвили), где Давид Какабадзе принял участие как художник-постановщик. Интересно, что в киноленте использовались нехарактерные для зрителя "круговые движения" (вращение мельницы вокруг сванских башен), о которых Калатозов вспомнил через 30 лет в "Летят журавли" (кружащиеся в танце березы). К живописи Какабадзе вернулся только в 1934 году. Темой его картин вновь стали пейзажи Имерети и Сванети. Но, даже изображая природу, художник мастерски сочетал национальный колорит с авангардной мыслью.

До этой выставки Какабадзе практически не был известен в России.

© Алена СавельеваКартина Давида Какабадзе "Абстрактная композиция"
Картина Давида Какабадзе Абстрактная композиция - Sputnik Грузия
Картина Давида Какабадзе "Абстрактная композиция"

Французский дух Тифлиса

А вот Ладо Гудиашвили, представленный на втором этаже музея, уже знаком россиянам – его выставки регулярно проводились в Москве вплоть до распада СССР. Ладо (Владимир) учился во Франции, где быстро вошел в парижский круг художников, среди его знакомых были Модильяни, Пикассо, Дерен и другие известные мастера. Он, безусловно, поддался влиянию французской школы живописи – в его произведениях можно заметить плавные силуэты, вытянутые формы и уточненные линии ("У черного ручья"). В этот период он был близок к символизму и арт-деко.

© Алена СавельеваКартина Ладо Гудиашвили "Зеленые феи"
Картина Ладо Гудиашвили Зеленые феи - Sputnik Грузия
Картина Ладо Гудиашвили "Зеленые феи"

Еще одной особенностью художника являлись яркие цвета, он был одним из первых в грузинском искусстве, кто отошел от темных тонов. Однако большое влияние на творчество Гудиашвили оказал именно Пиросмани, с которым он познакомился еще в 1915 году. Возможно, это объясняет присутствие в картинах молодого автора грузинских мотивов ("Кутёж под деревом").

© Алена СавельеваКартина Ладо Гудиашвили "Кутеж под деревом"
Картина Ладо Гудиашвили Кутеж под деревом - Sputnik Грузия
Картина Ладо Гудиашвили "Кутеж под деревом"

Ивета Манашерова: "На выставке мы постарались представить работы в основном французского периода, который был самым интересным и успешным в карьере живописца. В то время он активно участвовал во всех независимых салонах, и уже тогда коллекционеры интересовались его произведениями. В 1923 году Джеймс Розенберг, основатель Новой галереи в Нью-Йорке, увез из Парижа около десяти полотен Гудиашвили, которые до сих пор находятся в США".

© Алена СавельеваКартины Ладо Гудиашвили
Картины Ладо Гудиашвили - Sputnik Грузия
Картины Ладо Гудиашвили

В 1925 году художник вернулся в Грузию и активно занялся графикой, которую также можно увидеть на выставке. Его самой известной работой стала иллюстрация к поэме "Витязь в тигровой шкуре" Шота Руставели. Что касается живописи, то в этот период Гудиашвили писал, по большей части, рубенсовских женщин, а также пробовал себя в росписи. В Тбилиси, в церкви Кашвети, сохранились незаконченные фрески мастера – именно за них в советское время он был уволен из Академии художеств. Тогда Гудиашвили, как и многие художники, стараясь отойти от требований партии, переключился на работу в театре и кино. 

© Алена СавельеваКартины Ладо Гудиашвили
Картины Ладо Гудиашвили - Sputnik Грузия
Картины Ладо Гудиашвили

Театральными костюмами и эскизами декораций также занимались Ираклий Гамрекели, Петрэ Оцхели и Кирилл Зданевич. Их произведениям посвящен отдельный зал. В своих работах они старались сохранить национальные черты и одновременно с этим воплотить в них новейшие художественные направления. Трудясь под руководством Константина Марджанишвили и Сандро Ахметели, авангардисты внесли в театр и кино значительные преобразования, в частности, использовали в фильмах конструктивистские ракурсы, рапид и объемную мультипликацию. Эти приемы можно увидеть на выставке в киноленте "Моя бабушка" 1929 года (режиссер Котэ Микаберидзе, художник-постановщик Ираклий Гамрекели). Фильм интересен тем, что был запрещен в СССР из-за сцен, высмеивающих советскую власть, — о нем вспомнили уже в 90-е годы. 

© Алена СавельеваТеатральные костюмы, созданные Ираклием Гамрекели
Театральные костюмы, созданные Ираклием Гамрекели - Sputnik Грузия
Театральные костюмы, созданные Ираклием Гамрекели

Однако до 30-х годов партийная идеология еще не успела дойти до грузинского искусства – Тифлис жил насыщенной культурной жизнью, свободной от соцреализма. В то время в "маленьком Париже", как называли Тбилиси, вместе с грузинскими мастерами творили русские, армяне и даже поляки.

© Алена СавельеваЭскизы костюмов и театральных декораций
Эскизы костюмов и театральных декораций - Sputnik Грузия
Эскизы костюмов и театральных декораций

На втором этаже экспозиции можно увидеть работы ярких представителей того времени. Елена Ахвледиани с картиной "Аджарец" (1927) в лучших грузинских традициях. Александр Бажбеук-Меликов (Меликян), которого сегодня называют колористом номер один, со своими произведениями "В парке" и "Тир". Сергей Судейкин и полотно "В тифлисском кафе", передающее ту атмосферу "маленького Парижа". Отдельного внимания заслуживает необычный автопортрет Кирилла Зданевича — образец "оркестровой живописи". И графический "Портрет жены Валерии" с интересной надписью "Денег нет – будут". Валерия Валишевская-Зданевич также изображена Игорем Терентьевым на фоне "Льва" Пиросмани, который ждет посетителей на третьем этаже. 

© Алена СавельеваВыставка "Грузинский авангард: 1900–1930-е" в ГМИИ имени Пушкина в Москве
Картина Сергея Судейкина В тифлисском кафе - Sputnik Грузия
1/6
Выставка "Грузинский авангард: 1900–1930-е" в ГМИИ имени Пушкина в Москве
© Алена СавельеваВыставка "Грузинский авангард: 1900–1930-е" в ГМИИ имени Пушкина в Москве
Картина Игоря Терентьева - Портрет Валишевской-Зданевич на фоне Льва  Пиросмани - Sputnik Грузия
2/6
Выставка "Грузинский авангард: 1900–1930-е" в ГМИИ имени Пушкина в Москве
© Алена СавельеваВыставка "Грузинский авангард: 1900–1930-е" в ГМИИ имени Пушкина в Москве
Картина Константина Зданевича Портрет жены Валерии - Sputnik Грузия
3/6
Выставка "Грузинский авангард: 1900–1930-е" в ГМИИ имени Пушкина в Москве
© Алена СавельеваВыставка "Грузинский авангард: 1900–1930-е" в ГМИИ имени Пушкина в Москве
Картина Константина Зданевича Супрематическая декорация - Sputnik Грузия
4/6
Выставка "Грузинский авангард: 1900–1930-е" в ГМИИ имени Пушкина в Москве
© Алена СавельеваВыставка "Грузинский авангард: 1900–1930-е" в ГМИИ имени Пушкина в Москве
Картина Александра Бажбеук-Меликова В парке - Sputnik Грузия
5/6
Выставка "Грузинский авангард: 1900–1930-е" в ГМИИ имени Пушкина в Москве
© Алена СавельеваВыставка "Грузинский авангард: 1900–1930-е" в ГМИИ имени Пушкина в Москве
Елены Ахвледиани Аджарец - Sputnik Грузия
6/6
Выставка "Грузинский авангард: 1900–1930-е" в ГМИИ имени Пушкина в Москве
1/6
Выставка "Грузинский авангард: 1900–1930-е" в ГМИИ имени Пушкина в Москве
2/6
Выставка "Грузинский авангард: 1900–1930-е" в ГМИИ имени Пушкина в Москве
3/6
Выставка "Грузинский авангард: 1900–1930-е" в ГМИИ имени Пушкина в Москве
4/6
Выставка "Грузинский авангард: 1900–1930-е" в ГМИИ имени Пушкина в Москве
5/6
Выставка "Грузинский авангард: 1900–1930-е" в ГМИИ имени Пушкина в Москве
6/6
Выставка "Грузинский авангард: 1900–1930-е" в ГМИИ имени Пушкина в Москве

От трактирных вывесок до мирового признания

Финальная часть экспозиции начинается с портрета Ильи Зданевича. И это неслучайно — именно он вместе с братом Кириллом и его другом Михаилом Ле-Дантю открыл миру творчество Пиросмани. Прогуливаясь по Тбилиси, художники случайно наткнулись на вывески талантливого Николая (Нико). Автора удалось найти спустя год, и в 1913 году его работы были впервые продемонстрированы широкой публике на московской выставке.

© photo: Sputnik / Alena SavelievaКартина Нико Пиросмани "Кутежи"
Картина Нико Пиросмани Кутежи - Sputnik Грузия
Картина Нико Пиросмани "Кутежи"

Вывески, которые рисовал Пиросмани, были выполнены на железе. Однако художник-самоучка отдавал предпочтение технической клеенке (на парусиновой основе) — из-за большого количества масел на нее отлично ложилась краска. 

Ивета Манашерова: "Колорит Пиросмани очень скромный – в одной работе было не больше трех-четырех цветов. Многие исследователи говорят, что, возможно, это восходит к грузинской традиционной одежде, где активно присутствует черный цвет, но при этом обязательно есть белый, небольшие вкрапления красного и желтого в качестве украшения. Кроме того, "клеенка", на которой в основном рисовал Пиросмани, была черного цвета, что придавало полотнам советующие оттенки".

© Алена СавельеваКартина Нико Пиросмани "Брат и сестра" по одноименной пьесе Валериана Гуния
Картина Нико Пиросмани Брат и сестра по одноименной пьесе Валериана Гуния - Sputnik Грузия
Картина Нико Пиросмани "Брат и сестра" по одноименной пьесе Валериана Гуния

Известно, что любимой темой Пиросмани было традиционное грузинское застолье, которое можно увидеть на картине "Кутежи". Это произведение часто называют аллюзией на Тайную вечерю. Нередко встречались в творчестве примитивиста и анималистические сюжеты – лев, жираф, верблюд, лань. Примечательно, что Пиросмани никогда не видел их вживую – только на картинках. А льву он посвятил даже несколько произведений ("Иранский лев"), это объясняется тем, что образ зверя был очень популярен в грузинской средневековой живописи и эпосе. 

© Courtesy of Alena SavelyevaКартина Нико Пиросмани "Иранский лев"
Картина Нико Пиросмани Иранский лев - Sputnik Грузия
Картина Нико Пиросмани "Иранский лев"

Пиросмани никогда не писал с натуры, будь то портрет (Ильи Зданевича) или сцена из спектакля. Триптих (три картины, объединённые одной темой или сюжетом) "Брат и сестра" по одноименной пьесе Валериана Гуния также был срисован с фотографий. Две работы из этой серии можно увидеть на выставке — третья хранится в Грузии. В целом, все сюжеты Пиросмани были реалистичными – он писал то, что его окружало, или то, что он видел на картинках/фотографиях. Например, в своих произведениях он затрагивал и острую на тот момент тему войны, изображая сражения, солдат и медсестер ("Морской бой. Русско-японская война").

© Алена СавельеваКартина Нико Пиросмани "Морской бой. Русско-японская война"
Картина Нико Пиросмани Морской бой. Русско-японская война - Sputnik Грузия
Картина Нико Пиросмани "Морской бой. Русско-японская война"

О жизни Пиросмани известно мало. А вот его картины старались найти и сохранить все художники тбилисского общества. Первыми собирателями "грузинского Джотто" были именно братья Зданевичи. Затем к поискам полотен приобщились Давид Какабадзе и Ладо Гудиашвили. Такое внимание, безусловно, было вызвано уважением и почитанием творчества Пиросмани. Именно поэтому художник-примитивист и объединившиеся вокруг него авангардисты сегодня выставляются вместе. 

© Алена СавельеваКниги первой трети XX века
Книги первой трети XX века - Sputnik Грузия
Книги первой трети XX века

Выставка "Грузинский авангард: 1900–1930-е" в ГМИИ имени Пушкина продлится до 12 марта.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала