Александр Геловани
В Армении требование реформ идет снизу, причем не только от представителей экспертного сообщества или творческой интеллигенции. Не совсем артикулировано, но достаточно четко и ясно, о необходимости перемен всё чаще и чаще заявляют рядовые граждане страны, не имеющие никакого отношения к политике.
По настоящему тектоническим толчком в перемене настроения среди населения Армении стала апрельская война, когда большинство населения почувствовало свою незащищенность перед внешним врагом. К событиям в Карабахе большинство граждан Армении отнеслись как к опасности повторения событий 1915 года, то есть как к экзистенциальной угрозе. И, несмотря на то, что военные действия закончились сравнительно благоприятно для армянской стороны, чувство незащищенности и нестабильности осталось.
К этому добавились и экономические трудности. Несмотря на то, что армянская экономика напрямую не зависит от цен на нефть, кризис коснулся и её. Кризисные явления были связаны в основном с неблагоприятной ситуацией с экономикой на постсоветском пространстве.
Основной удар по экономике Армении пришелся еще на 2015 год. Тогда темпы роста ВВП снизились с 3,4% в 2014 году до 2,5% в 2015. По последнему прогнозу Всемирного Банка, экономический рост республики в 2016 году составит 1,9%, МВФ также прогнозирует 1,9% рост, ЕБРР — 2%, Fitch до 2%, Moody's ожидает замедление роста ВВП Армении по итогам минувшего года до 2,2%. И естественно, негативные процессы в экономике не могли не отразится на жизни людей.
Июльский кризис
17 июля группа вооруженных лиц, называющая себя "Сасна црер", захватила здание полка Патрульно-Постовой Службы в Ереване, требуя отставки президента и свободы арестованному по обвинению в незаконном хранении оружия одному из лидеров оппозиционного движения "Учредительный парламент" Жирайра Сефиляна. В результате нападения погибли трое сотрудников полиции. Захват полка продлился две недели и сопровождался митингами в поддержку членов группы, в ходе которых произошли столкновения с полицией. Интересно, что наряду с другими требованиями, лидеры "Сасна црер" выдвинули требование деколонизации Армении, с проведением десоветизации, пересмотра договора с Россией, в частности, о российских пограничниках в Армении и военной базе, и с выходом из ОДКБ и ЕАЭС. 31 июля "Сасна црер" приняла решение сдаться властям.
С одной стороны, власти могли быть довольными. Несмотря на то, что у людей, захвативших территорию полка и требовавших отставки президента, была поддержка извне, эта поддержка была явно немногочисленной и, как минимум, не шла ни в какое сравнение с протестами против повышения тарифов на электроэнергию на проспекте Баграмяна, прошедшими за год до этих событий. Но вряд ли кто-то из власть предержащих не понимал, что случись подобное событие до апрельской войны и экономического кризиса, поддержки у "Сасна црер" не было бы вовсе. А тут, несмотря на всю неоднозначность ситуации, некоторые люди всё равно вышли протестовать. Властям необходимо было принимать меры, и меры были приняты.
Ветер перемен
Сказать, что сменой правительства властям удалось выпустить пар, было бы не совсем верно. При низком уровне доверия населения к власти назначение премьер-министром топ-менеджера "Газпрома", сменой министров и переименованием нескольких министерств, добиться кардинальной перемены настроений в обществе невозможно. Единственной интригой в данных перестановках было то, кто будет новым министром обороны и сохранит ли свое кресло министр иностранных дел. Впрочем, и тут все кончилось ожидаемо, министр иностранных дел Эдвард Налбандян свой пост сохранил, а на пост министра обороны был назначен работавший до этого главой администрации президента Виген Саргсян.
Казалось бы, обычная кадровая карусель внутри власти. Однако, без этих перемен, градус напряжения в обществе был бы явно выше. А кроме этого, есть у этих перестановок есть дополнительная смысловая нагрузка.
Со следующего года Армения меняет форму правления, вместо президентской республики, будет парламентская. А это значит, что страна входит в зону политической турбулентности. Даже известный олигарх, основатель партии "Процветающая Армения" Гагик Царукян решил вернуться в политику. Когда и как это произойдет никто не знает, но то, что произойдет, говорят все.
Согласно принятым на референдуме 6-го декабря 2015 года изменениям в Конституцию, в парламент страны впервые будет избран только на пропорциональной основе. Интересно и то, что по новому законодательству не определено и точное число депутатов, не менее 101, но сколько в итоге неизвестно. Это связано с тем, что согласно новому положению Конституции, правящая партия должна обладать в парламенте твердым большинством. То есть, если ни одна из партий не получает большинства мест в парламенте, то проводится второй тур с участием двух партий, набравших наибольшее количество голосов.
Парламентские выборы в Армении назначены на апрель, а в сентябре минувшего года, прошла генеральная репетиция — выборы в местные органы власти. Эти выборы мало чем отличались от выборов в странах постсоветского пространства. Скандалы, драки, "избирательные взятки", в общем, всё как у людей. Победила, понятно, правящая партия, и есть подозрение, что эта же партия победит в апреле. А вот однозначного ответа на вопрос, кто будет премьер-министром, даже маститые армянские политологи не дают. И не то, чтобы скрывают — скорее, сомневаются. Хотя, по логике вещей чего уж тут, новым премьер-министром должен стать старый президент. Но не всё так однозначно, пока, по крайней мере.
Карабах и тупиковая ситуация
Наблюдая за событиями в Армении несложно сделать вывод, что для большинства экспертов, а значит, с большой степенью вероятности, и для большинства населения, внешнеполитические проблемы гораздо важнее, чем для их коллег из соседних Грузии и Азербайджана.
Хотя, казалось бы, всё должно быть наоборот, ведь по итогам войн за советское наследство только Армения из стран Южного Кавказа, может считать себя "победившей". Но это только кажущееся противоречие. На самом деле все объясняется очень просто: причина в восприятии любого негативного сценария вокруг Карабаха как экзистенциальной угрозы существования армянского государства. Это обстоятельство обязательно необходимо учитывать при оценках действий Армении, ибо оно многое объясняет.
Прогнозы на будущее далеки от оптимистичных. Даже президент Армении Серж Саргсян, выступая перед деятелями культуры в Степанакерте без обиняков заявил, что "как армия, так и народ должны быть готовы к трудным временам". И дело не только в сближении Баку и Москвы, при участии Анкары и Тегерана. Так сложилось, что именно Нагорный Карабах стал основным предметом торга между мировыми и региональными державами на Южном Кавказе. То, что угроза возобновления боевых действий очень высока, признается всеми экспертами.
Уровень недоверия между сторонами, а также недоверия к любым посредникам, настолько велик, что даже при условии наличия идеального плана имплементации достигнутых соглашений, они вряд ли рискнут пойти на такой шаг. Да и наличие третьей силы в виде миссий контроля западных стран или российских миротворцев также неоднозначно воспринимается общественным мнением как Армении, так и Азербайджана. Кроме того, следует учитывать, что властям Армении, даже если они пойдут на какие-то уступки, будет крайне сложно договорится об их имплементации с карабахскими армянами. Вернее, без согласия карабахских армян, ни на какие уступки власти Армении не пойдут, ибо это бесполезно. Ну и, наконец, для обеих сторон неприемлемы сами уступки, которые для Армении означают серьезное понижение уровня безопасности, а для Азербайджана признание нарушения территориальной целостности страны. В целом следует признать — ситуация тупиковая.
Поэтому остается только надеяться, что в 2017 году война обойдет Южный Кавказ стороной. Насколько обоснованы такие надежды — покажет время.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.