Самая крупная оппозиционная партия Грузии "Единое национальное движение" (ЕНД) готовится к масштабному съезду, в котором примут участие более 7 тысяч делегатов. Это будет первый съезд после раскола партии в начале этого года.
В начале января большая часть лидеров ЕНД во главе с экс-мэром Тбилиси Гиги Угулава и "серым кардиналом" в партии Гигой Бокерия объявила об уходе из партии из-за разногласий с идейным вдохновителем партии, экс-президентом Грузии Михаилом Саакашвили.
Отколовшаяся от ЕНД команда планирует присоединится к партии "Европейская Грузия", которую возглавляет Нугзар Церетели — отец уже бывшего члена ЕНД Гиги Церетели.
Новое руководство партии
Основной интригой съезда "Единого Нацдвижения" будет избрание политического совета партии и председателя политического совета.
После раскола ЕНД осталось без таких видных политических фигур, как Гига Бокерия, Давид Бакрадзе, Гиги Угулава, Гиви Таргамадзе, Давид Дарчиашвили, Ирма Надирашвили и другие, и теперь партия должна будет представить тех, кто станет лицом партии.
Уже известно, что на съезде ЕНД не будут избирать председателя партии, и таким образом Михаил Саакашвили останется бессменным лидером, пусть и не гласным. Именно его обращение к активистам станет главным на съезде партии.
Саакашвили потерял право возглавлять какую-либо партию в Грузии после того, как в мае 2015 года получил гражданство Украины и лишился грузинского гражданства.
Лидирующие позиции в ЕНД занимают Ника Мелия и Заза Бибилашвили.
Открытым остается вопрос о том, кто станет генеральным секретарем ЕНД. Действующий генсек партии, экс-глава МВД и бывший премьер-министр страны Вано Мерабишвили находится в тюрьме. Он так и не зафиксировал свою позицию по поводу раскола в партии и о том, к какой команде он намерен присоединиться.
Раскол в ЕНД
Раскол в "Едином Нацдвижении" начался сразу после первого тура парламентских выборов в октябре 2016. Недовольный результатами голосования Саакашвили призвал соратников отказаться от участия во втором туре и вообще от работы в парламенте, в котором они к тому времени уже получили 27 мест.
Бокерия и Бакрадзе смогли мобилизовать силы и на политсовете принять решение, противоречащее желаниям Саакашвили.
Сразу после объявления итогов парламентских выборов Саакашвили резко раскритиковал членов политсовета, заявив, что в ЕНД есть люди, с которыми он не хочет иметь никаких дел. Экс-президент обвинил их в желании единолично управлять партией и в том, что они не проводят интересы сторонников партии.
На фоне этих событий экс-мэр Тбилиси Гиги Угулава, будучи заключенным, призвал соратников созвать съезд ЕНД и избрать нового председателя, каковым до 2015 года был Саакашвили. Экс-президент поддержал идею, параллельно начав свою игру по укреплению влияния.
Окончательно отношения между Саакашвили и командой Бокерия-Бакрадзе испортились после того, как им не удалось договориться о формате проведения съезда ЕНД.
Сторонники Саакашвили в политсовете партии провалили идею малочисленного съезда и избрание Бакрадзе новым председателем. В результате команду Бокерия-Бакрадзе отстранили от организации съезда.
Спустя месяц команда Бокерия-Бакрадзе покинула партию. Это произошло после того, как к ним присоединился экс-мэр Тбилиси Гиги Угулава. К тому времени он уже отсидел свой срок за создание фиктивных рабочих мест для актива партии.
Сразу после выхода из тюрьмы Угулава взял на себя роль "миротворца" и попытался найти выход из кризиса. После переговоров со сторонниками Саакашвили и с самим Саакашвили экс-мэр заявил, что ЕНД раскололось и надежды на примирение больше нет.
Угулава заявил, что Саакашвили больше не достоин быть лидером партии и является проблемой для самого себя. В тоже время экс-президент Грузии видит в случившемся руку грузинского миллиардера, основателя и идейного вдохновителя правящей партии "Грузинская мечта – демократическая Грузия" Бидзины Иванишвили.