ТБИЛИСИ, 23 янв — Sputnik. В Астане в понедельник начались переговоры по сирийскому урегулированию, которые проходят в закрытом режиме. Встреча, инициированная Россией, Ираном и Турцией, продлится 24 января, передает Sputnik Казахстан.
Впервые за одним столом переговоров встретились представители правительства Башара Асада и вооруженной оппозиции.
Известные российские политологи и эксперты по Ближнему Востоку позитивно оценивают процесс межсирийских переговоров в Астане и видят прогресс в том, что представители Дамаска и оппозиция сели за один стол переговоров.
Без прорыва, но с прогрессом
"Пока говорить о том, что произошел какой-то прорыв не стоит, но то, что усажены за одним столом полевая оппозиция и правительственная сторона – это большой сдвиг. Поскольку до сих пор они друг друга даже не признавали. А если еще будет выработан какой-то документ, с какой-то формулой или какими-то пунктами, то этот документ уже пойдет внутрь Сирии и там поймут, что можно находить общий язык", — прокомментировал Sputnik востоковед Юрий Зинин.
По его мнению, отсутствие в повестке Астанинских переговоров политических пунктов в данной ситуации является плюсом.
"Было правильно обратиться именно к полевым командирам для того, чтобы начать этот процесс примирения именно с тех мест, где идут боевые действия, чтобы непосредственно этих людей привлечь к тому, чтобы они хотя бы временно прекратили воевать, а потом найти какую-то форму постоянного перемирия, дальше уже сдвинуть процесс в сторону урегулирования, поскольку все зависит от действий на местах", — считает Зинин.
Тем более, по его словам, часто политическая оппозиция, которая в основном находится за пределами страны и подкармливается внешними спонсорами, на самом деле преследует свои цели, отличные от полевых командиров.
Равные силы
Положительный момент в этом видит и другой эксперт — заместитель директора, координатор ближневосточных исследований Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков.
"Силы, которые представлены в Астане, в некотором смысле, уравновешены. Основные две противоборствующие стороны — Дамаск и вооруженная оппозиция — находятся под неким политическим контролем спонсоров мирного процесса – России, Турции и Ирана. Это очень важно, и поможет удержать непосредственных участников конфликта от каких-то непродуманных шагов, резких реакций, и позволит гарантировать определенные результаты этих переговоров", — заявил Егорченков, комментируя переговоры в Астане.
Почему от США посол?
США представлены на переговорах в Астане на уровне американского посла в Казахстане Джорджа Крола.
"Это исключительно тактическая история. Администрация Трампа пока была не способна договориться и за короткий срок направить в Астану более серьезную, представительную делегацию. Посол там находится, он должен посмотреть, как начнется этот раунд переговоров. Эти переговоры рабочие, технические, все остальные стороны представлены экспертами. Политический уровень даже излишен и контрпродуктивен", — считает Егорченков, отметив, что Астанинская встреча — "хорошая попытка найти ветер перемен".
Нелегкие переговоры
По мнению эксперта по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа Станислава Тарасова, переговоры идут очень нелегко.
"Российский МИД обозначил, что Астана — это составная часть так называемого Женевского процесса, а там на повестке дня создание переходного правительства. И соответственно вопрос: передадут ли полевые командиры и передадут ли вообще часть своих полномочий тем политикам, которые являются участниками Женевского процесса или их туда трансплантируют? Ситуация настолько сложна, что необходимо договариваться, договариваться и договариваться", — сказал Тарасов.
Эксперты ожидают, что эффективность Астанинских переговоров покажут ближайшие 2-3 дня.