Вкус свободы
Кто помнит, как выглядела первая бутылка Пепси-колы, появившаяся в Советском союзе? Она была такой узенькой, элегантной, с сине-красной этикетной на ней. А фирменные киоски, появившиеся в Москве и длинные очереди советских граждан, выстраивающиеся за заморским напитком? Гигантские очереди, по правде говоря, были тогда чуть ли не одной из ее характерных черт тогдашнего мегаполиса. Мало кого можно было ими удивить. Живые хвосты отрастали практически у каждого прилавка. Но очередь за пепси имела несколько другую нагрузку. Люди выстраивались в нее, чтобы утолить жажду по свободе. Да, да, именно так!
Так, этикетка культового бренда, изобретенного американским фармацевтом Калебом Брэдхемом в 1898 году, стала олицетворением целой идеологии, движения, взглядов! В общем-то, любая из этикеток — это часть того исторического среза, в которой производился данный товар. Так сказать, атом материализованного прошлого, которое никуда не уходит. Напротив, преломляется и остается с нами, напоминая о себе штрихами к жизненным обстоятельствам.
Вино из дома Тутанхамона
Первые этикетки появились давным-давно! Если с точностью до цифр, то около трех тысяч лет тому назад. То были глиняные сосуды с вырезанной на них информацией. Существовала и более модернизированная форма маркирования продукции — деревянные дощечки с информацией, которые привязывали к глиняным амфорам. Ну, слово информация — звучит чересчур громко про пару строчек, которые выглядели приблизительно так: "Год 5-й. Вино из дома Тутанхамона. Главный виноторговец Хаа".
А потом миру явился французский монах Пьер Периньон, которого считают первооткрывателем такого метода как шампанизация, а также изготовителем корковой пробки и этикеток. Ну, раз уж занимался собственноручно всем производством, то почему бы по совместительству не готовить и ярлыки? Посему, Периньон кудесничал над шампанским, а заодно и над этикетками к нему. Монах-бенедиктинец писал на плотном пергаменте информацию о вине и привязал этот листок к шейке бутылки. А вот на бутылку этикетки впервые начала клеить мадам Клико, та самая, которая после смерти супруга Франсуа Клико возглавила компанию по производству шампанского и добилась в этом деле большого успеха.
Кстати, о бумаге. Промышленное производство этикеток было запущено после усовершенствования печати. А случилось это в 1798-м, когда немецкий мастер из Богемии Алоиз Зенефельдер разработал метод литографии. Тогда же этикетка и стандартизировалась, трансформировавшись в форму, доселе существующую на бутылках. Производители наконец додумались, что на этикетке прямоугольной формы помещается больше данных и остаётся место для изображения.
Человека встречают по одежке, а вино по этикетке…
Нами уже давно усвоено — истина в вине. У тех, кому она еще не открылась, все впереди. Так вот, ты сидишь с ним, беседуешь, час, два, три… Но прежде ты с ним знакомишься. И на что же ты обращаешь внимание в первую вашу встречу? Доколе встречают его по одежке, то первым делом взгляд твой цепляет этикетку. Винный "прикид" должен был предоставлять информацию о названии напитка, торговой марке, времени урожая, ну и соответствовать духу времени.
Вино и большое искусство
Кто бы мог подумать, что у винных этикеток с живописью с самых ранних пор завязался бы роман. Притом роман не вялотекущий, а с взаимными чувствами. Производители вина пришли к убеждению, что неплохо бы украшать этикетку шедеврами известных художников. И все, тенденция закрепилась уже на долгие годы. Получилось! Явление имело к тому же образовательный эффект. Коллекционеры вина оказывались в курсе всех течений и направлений в живописи. Художники популяризировали собственное творчество.
Был еще один предприниматель, страстно увлекающийся живописью. Это о талантливом коммерсанте Ротшильде, который стал первым винным предпринимателем, запустившим линию авторской этикетки. К этому делу Ротшильд подключил ведущих графиков. Чьих только репродукций не было на этикетках вин этого магната. На бутылки попали работы Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, Марка Шагал, Василия Кандинского и многих других.
Этикетка и грузинский характер
Появились фрагменты и репродукции работ известного грузинского художника Нико Пиросмани и на наших, отечественных винах. Но произошло это гораздо позже, уже в наше время. А в романтическую эпоху XIX века, при всем подражании европейскому стилю, в дизайне грузинских этикеток все же сохранялись национальные черты.
Этикетки на грузинских винах не изобиловали излишествами. Оформлялась просто, без перегруженности информацией — название вина, его медали и имя производителя. Указывалась также цена за бутылку без тары и адрес завода. Приглядевшись к старым этикеткам, можно обнаружить массу дореволюционных наименований Тифлисских улиц. Тут тебе и Елизаветинская улица, и Михайловская, и Николаевский мост, и проспект памяти князю Воронцову, ну и так далее.
Если выпускали напиток "Зубровка", значит, и на этикетке помещали целую компанию парнокопытных, устроившихся на привал.
Добро пожаловать в XXI век
Мода на этикетки меняются, а борьба за интерес потребителя остается. И тут, как и 200 лет назад, кто-то экспериментирует с названием, формой и цветовой гаммой. Печатает на этикетках провоцирующего характера надписи и изображения. Другие, наоборот, придерживаются в оформлении крайней строгости. Предпочитают наносить на этикетку минимум информации, считая, что элегантный сосуд не нуждается в лишних деталях.