Эволюция этикеток вина и спиртных напитков: история и современность

© Sputnik / Levan AvlabreliВинные этикетки
Винные этикетки - Sputnik Грузия
История этикеток для спиртных напитков, маркетинговые ходы и борьба с конкурентами в материале колумниста Sputnik Грузия

Вкус свободы

Кто помнит, как выглядела первая бутылка Пепси-колы, появившаяся в Советском союзе? Она была такой узенькой, элегантной, с сине-красной этикетной на ней. А фирменные киоски, появившиеся в Москве и длинные очереди советских граждан, выстраивающиеся за заморским напитком? Гигантские очереди, по правде говоря, были тогда чуть ли не одной из ее характерных черт тогдашнего мегаполиса. Мало кого можно было ими удивить. Живые хвосты отрастали практически у каждого прилавка. Но очередь за пепси имела несколько другую нагрузку. Люди выстраивались в нее, чтобы утолить жажду по свободе. Да, да, именно так!

© photo: Sputnik / Владимир Акимов / Перейти в фотобанкПепси-кола
Пепси-кола - Sputnik Грузия
Пепси-кола
И выстраивались те, кто, как писал Виктор Пелевин в своем романе "Поколение "П", "…улыбнулись лету, морю и солнцу — и выбрали "Пепси"". Советский человек наконец понял, что у свободы привкус пепсина и экстракта орехов колы, и выглядит она, как сине-красный смайл. А все потому, что Pepsi вышла на советский рынок как раз в то время, когда из-за железного занавеса повеяло свободой. Отношение советских людей к Пепси в союзе было такое же, как у американцев к легендарному Harley Davidson — это был символ свободы!

Так, этикетка культового бренда, изобретенного американским фармацевтом Калебом Брэдхемом в 1898 году, стала олицетворением целой идеологии, движения, взглядов! В общем-то, любая из этикеток — это часть того исторического среза, в которой производился данный товар. Так сказать, атом материализованного прошлого, которое никуда не уходит. Напротив, преломляется и остается с нами, напоминая о себе штрихами к жизненным обстоятельствам.

Вино из дома Тутанхамона

Первые этикетки появились давным-давно! Если с точностью до цифр, то около трех тысяч лет тому назад. То были глиняные сосуды с вырезанной на них информацией. Существовала и более модернизированная форма маркирования продукции — деревянные дощечки с информацией, которые привязывали к глиняным амфорам. Ну, слово информация — звучит чересчур громко про пару строчек, которые выглядели приблизительно так: "Год 5-й. Вино из дома Тутанхамона. Главный виноторговец Хаа".

А потом миру явился французский монах Пьер Периньон, которого считают первооткрывателем такого метода как шампанизация, а также изготовителем корковой пробки и этикеток. Ну, раз уж занимался собственноручно всем производством, то почему бы по совместительству не готовить и ярлыки? Посему, Периньон кудесничал над шампанским, а заодно и над этикетками к нему. Монах-бенедиктинец писал на плотном пергаменте информацию о вине и привязал этот листок к шейке бутылки. А вот на бутылку этикетки впервые начала клеить мадам Клико, та самая, которая после смерти супруга Франсуа Клико возглавила компанию по производству шампанского и добилась в этом деле большого успеха.

© Sputnik / Levan AvlabreliВинные этикетки. Шампанское
Винные этикетки. Шампанское - Sputnik Грузия
Винные этикетки. Шампанское
Идея осенила вдову, когда она оказалась перед необходимостью маркировать собственный товар, перед тем, как отправить его на экспорт. В общем-то, кто бы ни стоял за созданием первой винной этикетки, эволюционный путь ей пришлось пройти солидный. От строчек, вырезанных на глине, до текста, напечатанного на бумаге.

Кстати, о бумаге. Промышленное производство этикеток было запущено после усовершенствования печати. А случилось это в 1798-м, когда немецкий мастер из Богемии Алоиз Зенефельдер разработал метод литографии. Тогда же этикетка и стандартизировалась, трансформировавшись в форму, доселе существующую на бутылках. Производители наконец додумались, что на этикетке прямоугольной формы помещается больше данных и остаётся место для изображения.

Человека встречают по одежке, а вино по этикетке…

Нами уже давно усвоено — истина в вине. У тех, кому она еще не открылась, все впереди. Так вот, ты сидишь с ним, беседуешь, час, два, три… Но прежде ты с ним знакомишься. И на что же ты обращаешь внимание в первую вашу встречу? Доколе встречают его по одежке, то первым делом взгляд твой цепляет этикетку. Винный "прикид" должен был предоставлять информацию о названии напитка, торговой марке, времени урожая, ну и соответствовать духу времени.

© Sputnik / Levan AvlabreliВинные этикетки
Винные этикетки - Sputnik Грузия
Винные этикетки
В авангарде этикеточной моды, как и любой другой в те времена, стояла Франция. Для французских этикеток были характерны карамельно-паточные иллюстрации. На них изображали женщин, цветы, замки, одним словом, все, что ассоциировалось в сознании с солью жизни. Но со временем этикеточные сюжеты менялись. Улыбчивые женщины во фривольных нарядах уступали место старинным замкам и семейным гербам производителей.

© Sputnik / Levan AvlabreliВинные этикетки
Винные этикетки - Sputnik Грузия
Винные этикетки
Правда, при всех общих тенденциях на этикеточную моду, имелись между этикетками и некоторые различия. Например, в Германии, этикетки печатались на простом белом прямоугольном листке бумаги, информация на него наносилась чёрной краской. Все строго и по существу, без превосходных степеней и романтических завитушек с изысками. В Италии же, вплоть до XIX века художники, занимавшиеся дизайном, черпали вдохновение из сцен сельской жизни. Или воспроизводили геральдические символы, если вино производство являлось семейным бизнесом.

Вино и большое искусство

Кто бы мог подумать, что у винных этикеток с живописью с самых ранних пор завязался бы роман. Притом роман не вялотекущий, а с взаимными чувствами. Производители вина пришли к убеждению, что неплохо бы украшать этикетку шедеврами известных художников. И все, тенденция закрепилась уже на долгие годы. Получилось! Явление имело к тому же образовательный эффект. Коллекционеры вина оказывались в курсе всех течений и направлений в живописи. Художники популяризировали собственное творчество.

© Sputnik / Levan AvlabreliВинные этикетки
Винные этикетки - Sputnik Грузия
Винные этикетки
Виноделы подсчитывали прибыль. В общем, все были довольны. Впервые репродукции картин проявились на этикетках вина "Шато Мальроме". Замок, где выпускалось это вино, принадлежал графине де Тулуз-Лотрек. Рано потеряв сына (известный художник Анри де Тулуз-Лотрек умер в молодом возрасте), графиня решила увековечить память о нем. Представительница старинного аристократического рода стала использовать его картины для украшения винных этикеток.

Был еще один предприниматель, страстно увлекающийся живописью. Это о талантливом коммерсанте Ротшильде, который стал первым винным предпринимателем, запустившим линию авторской этикетки. К этому делу Ротшильд подключил ведущих графиков. Чьих только репродукций не было на этикетках вин этого магната. На бутылки попали работы Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, Марка Шагал, Василия Кандинского и многих других.

Этикетка и грузинский характер

Появились фрагменты и репродукции работ известного грузинского художника Нико Пиросмани и на наших, отечественных винах. Но произошло это гораздо позже, уже в наше время. А в романтическую эпоху XIX века, при всем подражании европейскому стилю, в дизайне грузинских этикеток все же сохранялись национальные черты.

Этикетки на грузинских винах не изобиловали излишествами. Оформлялась просто, без перегруженности информацией — название вина, его медали и имя производителя. Указывалась также цена за бутылку без тары и адрес завода. Приглядевшись к старым этикеткам, можно обнаружить массу дореволюционных наименований Тифлисских улиц. Тут тебе и Елизаветинская улица, и Михайловская, и Николаевский мост, и проспект памяти князю Воронцову, ну и так далее.

© Sputnik / Levan AvlabreliВинные этикетки
Винные этикетки - Sputnik Грузия
Винные этикетки
Окончательный облик каждой из грузинских этикеток зависел от гармоничного сочетания вкусовых качеств вина с художественным вкусом дизайнера. Ну и, конечно же, некоторые из этикеток красноречиво рассказывали о личности производителя. Взять, к слову, этикетки продукции коньячного завода ученого, предпринимателя и мецената Давида Сараджишвили. Все они, как один, характеризируются яркостью и насыщенностью картинки.

Если выпускали напиток "Зубровка", значит, и на этикетке помещали целую компанию парнокопытных, устроившихся на привал.

© Sputnik / Levan AvlabreliВинные этикетки. Водка
Винные этикетки. Водка - Sputnik Грузия
Винные этикетки. Водка
А если покупателю предлагают вишневую наливку, то и на этикетке яркая и просящаяся в рот ягода.

© Sputnik / Levan AvlabreliВинные этикетки. Вишневая наливка
Винные этикетки. Вишневая наливка - Sputnik Грузия
Винные этикетки. Вишневая наливка
В случае же с бутылкой рома, производитель одевает бутыль в еще более оригинальную этикетку. Напиток готовится на основе сахарного тростника, поэтому вполне логично, что художники решили поиграть с изображением побегов сахарного тростника и профиля коренного жителя Барбадоса, на котором и начали впервые изготовлять этот, как его называют, напиток для настоящих мужчин.

© Sputnik / Levan AvlabreliВинные этикетки
Винные этикетки - Sputnik Грузия
Винные этикетки
Скромнее у этого производителя выглядит разве что этикетка на хлебном вине.

© Sputnik / Levan AvlabreliВинные этикетки
Винные этикетки - Sputnik Грузия
Винные этикетки
Еще эксцентричнее смотрятся этикетки на продукции известного производителя вин, шампанского и коньяков Михрана Ананова. На этикетке бутылки с коньяком художник решил изобразить кокетливую женщину в шляпе с перьями, дегустирующую напиток.

© Sputnik / Levan AvlabreliВинные этикетки
Винные этикетки - Sputnik Грузия
Винные этикетки
А вот вино предлагает отведать прямо из рук самого черта, намекая тем самым на то, что продукция завода столь хороша, что от нее не смогла удержаться даже нечистая сила.

© Sputnik / Levan AvlabreliВинные этикетки
Винные этикетки - Sputnik Грузия
Винные этикетки
Производителей алкогольных напитков было в Грузии предостаточно, и, как и положено, в условиях здоровой конкуренции, виноделы боролись за внимание покупателя, пуская в ход всю изобретательность, на какую были способны. Некоторые из графиков старались привлечь внимание оригинальной формой самой этикетки. На бутылках с напитками кутаисского ликероводочного завода Георгия Болквадзе этикетки клеились, например, в форме ромбов.

© Sputnik / Levan AvlabreliВинные этикетки
Винные этикетки - Sputnik Грузия
Винные этикетки

Добро пожаловать в XXI век

Мода на этикетки меняются, а борьба за интерес потребителя остается. И тут, как и 200 лет назад, кто-то экспериментирует с названием, формой и цветовой гаммой. Печатает на этикетках провоцирующего характера надписи и изображения. Другие, наоборот, придерживаются в оформлении крайней строгости. Предпочитают наносить на этикетку минимум информации, считая, что элегантный сосуд не нуждается в лишних деталях.

© Sputnik / Anna YarovikovaФестиваль грузинского вина и гастрономической культуры в столице Грузии
Фестиваль грузинского вина и гастрономической культуры в столице Грузии - Sputnik Грузия
Фестиваль грузинского вина и гастрономической культуры в столице Грузии
Что же до поисков художественных форм, то характерной чертой современной этикетки, наверное, можно считать, эклектику. Сочетание прошлого с настоящим и будущим…

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала