"Немного", — скажут одни, "Но семь каких фильмов!" — воскликнут другие. Потому что каждый фильм Абуладзе — это не просто определенная история, это история грузинского человека, грузинского народа, Грузии и маленького мира
"Лурджа Магданы"
"Лурджа Магданы" — это первый художественный короткометражный фильм (хотя и длится 67 минут), снятый Тенгизом Абуладзе совместно с Резо Чхеидзе, после работы над несколькими документальными картинами.
Вскоре Лурджа становится незаменимым помощником вдовы, торгующей в городе мацони. Но однажды им повстречается купец Митуа, который признает в нем брошенного им осла и, подкупив судью, отсуживает его у Магданы. Одним словом, в мире, где все решает золотая монета, бывает добро, но не бывает справедливости.
"Чужие дети"
Драма "Чужие дети" стала первой самостоятельной художественной работой Абуладзе, созданной им в 1958 году по мотивам очерка из "Комсомольской правды".
Молодая девушка Нато случайно знакомится на улице с братом и сестренкой, которые растут без матери, а их отец Дата — все время на работе и должного внимания уделить им не может. Была у него любовь по имени Тео, но в итоге, она отказалась жить с чужими детьми. А Нато запала ребятишкам в самое сердце.
Однако Дата, все еще страдающий по своей бывшей любви, повстречав ее вновь, опять бежит к ней. И хотя та не хочет продолжения, отец вскакивает на поезд за любимой и уезжает. Нато в горе и тоже хочет наделать глупостей, но ее спасает любовь к чужим детям.
"Я, бабушка, Илико и Илларион"
Одна из самых всенародно любимых картин грузинского кинематографа, снятая Тенгизом Абуладзе в 1962 году по одноименному роману Нодара Думбадзе.
"Ожерелье для моей любимой"
Любовно-комедийная притча по мотивам повести Ахмедхана Абу-Бакара "Ожерелье для моей Серминаз" — одна из самых легких картин Тенгиза Абуладзе 1971 года.
В центре картины — Бахадур Магомедов из дагестанского аула, который пытается посвататься к самой красивой местной девушке Серминаз. Ситуация осложняется тем, что Серминаз из рода Муги, с которым семья Бахадура враждует уже так долго, что и не помнит, из-за чего все началось. Тем не менее, юноша совершает вековечный обряд запроса на право сватовства — забрасывает свою кепку-"аэродром" в дом невесты, после чего согласно другой традиции отправляется искать ей подарок.
После долгих и увлекательных приключений Бахадур вместе с другими претендентами на руку красавицы дарит "ожерелье" — описание его приключений в виде киносценария. По решению старейшин он и выигрывает спор. Но что делать с давней враждой их родов?! Однако, все улаживается, когда старейший житель аула рассказывает, что сто лет назад главы двух родов поспорили о том, на чем держится Земля: на панцире черепахи или на рогах оленя. Поняв ничтожность повода для раздора, молодые мирятся и женятся.
Эта тонкая, изящная и немного лукавая картина о любви как таковой не имела успеха в прокате и в качестве наибольшего признания получила лишь премию на Всесоюзном кинофестивале родном для режиссера Тбилиси. Многие эту работу Тенгиза воспринимает как немудреную, сделанную ради развлечения, а прежде всего — для краткого отдохновения от власти придирчивой цензуры.
"Мольба"
Драма "Мольба" (1967) — это первый фильм трилогии Тенгиза Абуладзе "Мольба" — "Древо желания" — "Покаяние". Картина снята по мотивам поэм выдающегося грузинского поэта Важи Пшавелы "Алуда Кетелаури" и "Гость и хозяин".
В философских притчах, о которых повествуют поэмы, говорится об отношении Поэта к добру и злу, и о необходимости борьбы со злом, претендующим на власть над людьми. Гибель героев, рыцарей истины и добра, приводит Поэта к мысли о непобедимости зла. Устав от борьбы и лишений, Поэт складывает оружие. И тогда к нему приходят все его любимые герои. Они гасят свечи в чаше с пивом — ритуальный хевсурский жест, означающий отречение. И только увидев, какие несчастья и беды несет за собой отказ от борьбы со злом, Поэт вновь берет в руки оружие.
Кроме сильной режиссуры, у этой работы Тенгиза Абуладзе три главных преимущества. Первое — это невероятная по мощи поэзия Пшавела в стройном переводе Николая Заболоцкого. Вторая — это блистательная работа оператора Александра Антипенко, превратившему каждый кадр фильма в настоящее произведение искусства. И третье: потрясающая музыка — мощная партитура Нодара Габуния, досказавшая все недосказанное в картине.
В 1973 году "Мольба" получила Высшую премию кинофестиваля авторского фильма в Сан-Ремо.
"Древо желания"
Тему несправедливости древних законов Тенгиз Абуладзе продолжил во второй части своей трилогии — "Древо желания", снятой в 1977 году. Она по оценке многих кинокритиков является выдающимся по художественной мощи образцом грузинского кино.
Сквозной линией сюжета является история возвращения в дореволюционную грузинскую деревню девушки Мариты, которая влюбляется в небогатого односельчанина Гедиа. Родственники Мариты и сельский староста решают выдать девушку против ее воли за богатого пастуха. Но Гедиа возвращается к любимой, и они снова встречаются.
Фильм носит подзаголовок: "Картины из жизни дореволюционной грузинской деревни" и содержит разноплановые эпизоды, нанизанные на общий стержень. Женщины судачат о своем возле источника и тихонько посмеиваются над излишне напудренной помешанной Фуфалой (Софико Чиаурели). А добряк-безумец Элиоз (Отар Мегвинетухуцеси) проводит дни в поисках то волшебного камня, то золотой рыбки, а затем уходит в поход за волшебным деревом — тем самым Древом желания, оставляя пятерых малолетних дочек безо всякого присмотра.
"Покаяние"
Но поистине настоящей вершиной творчества грузинского режиссера Тенгиза Абуладзе стала его последняя кинокартина "Покаяние" 1984 года.
По сюжету в некоем городе хоронят бывшего городского главу Варлама Аравидзе. А утром находят его тело у богатого дома его сына Авеля. И это повторяется каждый день. Оказывается, торжественные похороны не у всех вызывают печаль и скорбь.
На суде она рассказывает историю своей семьи, о той роли, которую сыграл в ее гибели Варлам Аравидзе. Когда Кетеван было восемь лет, Варлам Аравидзе пришел к власти в городе и по ложному доносу арестовал ее отца-художника, а потом и ее мать Нино. Также выяснилось, что во время правления Варлама Аравидзе в городе проводились массовые политические репрессии и было репрессировано много невиновных людей.
Выйдя на экраны далеко не сразу, а с большим трудом, эта картина не просто перевернула сознание миллионов. За этим справедливо последовал внушительный список наград — Специальный Гран-При, призы ФИПРЕССИ и экуменического жюри Каннского кинофестиваля, премия "Ника" по шести номинациям, в том числе и за лучший фильм 1987 года, номинация на премию "Золотой глобус" в категории "Лучший фильм на иностранном языке", Специальный приз на МКФ в Чикаго, Главный приз на Всесоюзном кинофестивале и Приз критики лучшему зарубежному фильму года в Польше.