Последние новости Грузии: чем запомнилась прошедшая неделя

© AFP / VLADIMIR VALISHVILIУчастница митинга в поддержку телекомпании "Рустави 2" у здания Тбилисского городского суда
Участница митинга в поддержку телекомпании Рустави 2 у здания Тбилисского городского суда - Sputnik Грузия
Подписаться на
Обозреватель Sputnik Грузия рассказал о главных событиях прошедшей недели, выделив ситуацию вокруг ведущих телекомпаний страны

Александр Геловани

После состоявшихся в октябре 2016 года выборов казалось, что политическая жизнь Грузи будет напоминать затухающий метроном. Действительно, правящая партия получила конституционное большинство, по правую и левую сторону от нее в парламенте расположились такие разные Нацдвижение и "Альянс патриотов". Казалось бы, самое время выдохнуть и расслабиться. До местных выборов еще далеко, они состоятся только осенью нынешнего года, да и учитывая форму оппозиции, если власть не будет совершать очень большие глупости, вряд ли оппозиция в ее нынешнем состоянии может угрожать тотальной власти "Мечты".

Девушка перед телевизором - Sputnik Грузия
Телевизионные реалии Грузии: что происходит в ОВГ

Однако, не тут-то было, горячие грузинские парни вступили в новый политический год с места в карьер и похоже, что останавливаться не собираются. Впрочем, сама власть подливает масла в огонь кипящих политических страстей и в этом есть своя логика. А логика такова — ситуация сложилась, вернее ситуацию сложили таким образом, что сейчас властям самое время начать переформатирование всего общественно-политического поля под себя. Нынешняя неделя была неделей медийной, не в смысле того, что происходило много событий, которые могла освещать пресса, а в том смысле, что основные страсти были связаны со средствами массовой информации.

Дело Rustavi2

Началось все с заявления генерального директора самого популярного и самого оппозиционного телеканала Грузии "Рустави 2". Дело было так. Газета "Украинская революция" опубликовала переписку в Viber Михаила Саакашвили с бывшим заместителем генерального прокурора Украины Давидом Сакварелидзе. По версии газеты, согласно данной переписке, членам Верховного суда Грузии предлагались немалые деньги за поддержку телекомпании в коллегии Верховного суда и за заявление, что на них оказывается давление со стороны властей. Естественно, никаких доказательств аутентичности этой переписки нет.

Прокуратура Грузии завела по данному факту уголовное дело, правда не информируя об этом широкую общественность. Об этом и заявил на своем брифинге Ника Гварамия. Прокуратура в свою очередь заявила, что поводом для начала расследования стало обращение самих судей. При этом не уточнялось каких. Ну и, конечно, очень скоро появилась "аудиозапись" разговора Саакашвили с Сакварелидзе и Гварамия, которую показали на телеканале "Имеди". В общем дело ясное, что дело темное. Но тут надо смотреть "кому выгодно" и "что в сухом остатке".

Акция сторонников ЕНД в защиту телекомпании Рустави 2 - Sputnik Грузия
Акция в поддержку ТВ Rustavi2 собрала до тысячи человек в Тбилиси

А в сухом остатке вот что. Дело телекомпании Rustavi2 близится к логическому завершению и будет рассмотрено коллегией Верховного суда. На сегодняшний день "Рустави 2" единственный общенациональный телеканал, не лояльный к действующей власти. Здесь нет смысла и времени разбирать все хитросплетения судебного процесса, но тот факт, что данное дело носит политический характер и его исход неизбежно отразится как на внутриполитической жизни страны, так и на отношении к Грузии ее западных партнеров, факт, который вряд ли кем-то может оспариваться. Сейчас вопрос только в том, насколько будут последовательны власти и общество в данном вопросе. Вопрос принципиальный, до сих пор властям не удалось решить данный вопрос в свою пользу благодаря упорному сопротивлению общества, причем речь идет не только об оппозиционном "Национальном движении". Практически все политические партии и крупные неправительственные организации, в том числе и международные, выражали и выражают поддержку телекомпании. Восемь политических партий Грузии объединились в координационный совет по защите телекомпании Rustavi2.

С другой стороны, вариантов заднего хода у властей также крайне мало, и скорее всего они попытаются дожать данный вопрос. А это значит, что с большой степенью вероятности мы будем свидетелями судебного решения не в пользу телекомпании Rustavi2 и нового витка противостояния в обществе.

Реформа на Общественном вещателе Грузии

спецпредставитель премьера Грузии по урегулированию отношений с РФ Зураб Абашидзе - Sputnik Грузия
Чем завершилась встреча Абашидзе и Карасина в Праге

В отличие от дела телекомпании Rustavi2, в реформе, затеянной новым руководством ОВГ, меньше всего политики, если не считать того, что в Грузии политикой становится все, тем более, когда речь идет о средствах массовой информации. Все началось с избрания на пост генерального директора Общественного вещателя Грузии Васила Маглаперидзе. Биография нового генерального директора сама по себе очень интересна. В 2004-2008 годах, то есть при власти Саакашвили, Маглаперидзе занимал пост губернатора региона Мцхета-Мтианети. После 2008 года перешел в оппозицию Саакашвили. С 2011 года занимал пост генерального директора 9 канала, а с 2015 года — генерального продюсера главной аналитической передачи телеканала GDS "Общество 20/30". Оба телеканала принадлежали основателю правящей партии "Грузинская Мечта", олигарху Бидзине Иванишвили.

Предложение по коренной реформе Общественного вещателя Грузии от нового руководства просто и понятное. На год закрываются все без исключения передачи ОВГ, за исключением выпусков новостей. На сэкономленные средства строится комплекс новых зданий на окраине Тбилиси и покупается новая аппаратура. Ну а через год выходит качественно новое Общественное телевидение. С одной стороны определенная логика в этом предложении есть. Без коренной ломки системы невозможно очистить авгиевы конюшни Общественного вещателя, который на протяжении десятилетий, практически при всех властях, оставался коррупционной ямой. Да и большинство передач на ОВГ весьма сомнительного качества. Однако, как известно, дьявол таится в деталях. А детали таковы.

Наводнение в грузинской столице, 13 июня 2015 года - Sputnik Грузия
Дело на миллион: судья Назгаидзе и Rustavi2

Во-первых, территория на которой расположены здания Общественного вещателя, а это первый и второй каналы телевидения и радио, представляет собой огромный кусок весьма дорогой земли в центре города. Естественно, постройка нового комплекса требует денег, и деньги на новый комплекс и новую аппаратуру вполне могла бы принести продажа этой самой территории. Но все дело в том, что продавать территорию будет не ОВГ, а министерство экономики. Так что Общественный вещатель ничего из суммы, вырученной от продажи, не получит.

Кроме того, на недавно закрывшемся телеканале GDS осталась дорогая современная аппаратура, которую, как полагают многие, планируют закупить для ОВГ. Ну а деньги для строительства нового комплекса и покупки аппаратуры новое руководство планирует выделить из средств, сэкономленных от закрытия передач на канале. Это ни много, ни мало 54 миллиона лари. Что, кстати, приведет к увольнению более восьмисот работников ОВГ. В чьих интересах покупка земельного участка и продажа аппаратуры GDS, остается только догадываться.

Впрочем, не все так просто. Решение провести реформу подобным образом вызвало достаточно сильное сопротивление в обществе. Наряду с заявлениями политических партий, неправительственного сектора и хорошо известных в Грузии людей, вечером 9 февраля, то есть за день до назначенного заседания Попечительского совета ОВГ, была проведена масштабная акция протеста против планов руководства. Участникам акции даже удалось на некоторое время прорваться в главное здание ОВГ, где они устроили сидячую забастовку.

Бывший заместитель главного прокурора Грузии Давид Сакварелидзе - Sputnik Грузия
Война компроматов: заявление соратника Саакашвили и дело Rustavi2

Совет вряд ли примет весь план преобразований, предложенный Василом Маглаперидзе. Скорее всего его отправят на доработку, но в конечном итоге, в том, что данный план будет все-таки принят, мало кто сомневается. А это значит, что появится несколько сот новых безработных, что учитывая общую ситуацию на грузинском медиа рынке, не просто личная катастрофа для каждого из уволенных.

Конечно, за прошедшую неделю в Грузии происходили и другие события. Эксперты и аналитики с большим энтузиазмом комментировали и преодоление вето президента по судебной реформе, и назначение бывшего вице-спикера парламента Мананы Кобахидзе членом Конституционного суда Грузии. Кстати, это назначение было крайне негативно оценено как оппозицией, так и неправительственным сектором, увидевшими в нем явно политическую подоплеку. И итоги переговоров Карасин-Абашидзе, на которых стороны договорились о развитии торговых коридоров и практике осуществления мониторинга грузов на российско-грузинской границе, а также последующее заявление заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина, который увязал процесс отмены виз в Россию с восстановлением дипломатических отношений. Но, все эти события меркнут по сравнению с тем, что происходит внутри и вокруг двух главных телеканалов страны.

Так что продолжение следует…

Мнение автора может не соответствовать с позицией редакции

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала