Робинзон Начкебия
Мераб Цинцадзе – владелец ресторана "Ахали гемо". Заведение работает в Батуми на улице Тбел Абусеридзе почти пяти лет. Ассортимент там самый разнообразный — начиная от холодных напитков, заканчивая горячими блюдами. Однако в ночь на 12 марта 2017 года там стоял запах гари — не из-за пережаренного стейка или шашлыков, а из-за пылающих автомобилей, мусорных баков, слезоточивого газа и накала страстей.
"Я и мои сотрудники были в эпицентре происходящего. Это было неприемлемым для каждого из нас, любого жителя Батуми и Грузии. Полиция была очень уравновешенной. Воздерживалась до конца. Митингующие были очень агрессивными… Мы у себя укрыли журналистов. Митингующие были настолько агрессивными в отношении журналистов, что многие из них укрывались у нас. Что же касается частных собственников и нас, в частности, то мы не понесли никакого ущерба? даже в размере 1 лари (порядка 0,4 доллара)", — рассказал Sputnik Грузия Мераб Цинцадзе.
Все началось с того, как в 17:00 экипаж патрульной полиции выписал штраф в размере 200 лари (порядка 80 долларов) автомобилисту, остановившему машину на улице Илии Чавчавадзе у довольно известной батумской аптеки. Ее местные жители называют Иринас аптиаки (аптека Ирины), говорят, тут можно достать любые лекарства.
"Все начиналось очень спокойно. Просто собрались люди, недовольные в связи со штрафами патрульной полиции. За этим последовали волнения среди народа. Они считали, что их заставляют платить лишнее. Я слышала, что на улицах останавливают (водителей – ред.), заставляют платить лишние штрафы. Конечно же, сотрудники органов должны делать свое дело, и делают это блестяще. Я в этом уверена", — сказала жительница Батуми Гугули Эмиридзе.
Поговаривают, что вышеуказанный штраф стал последней каплей в чаше терпения жителей Батуми. Дело в том, что в январе по приказу министра внутренних дел Грузии Георгия Мгебришвили главой управления департамента патрульной полиции Аджарии был назначен Каха Бухрадзе, до этого работавший на той же должности в городе Гори (регион Шида Картли). Некоторые жители Батуми утверждают, что Бухрадзе назвал аджарцев "татарами", подразумевая под этим принадлежность части населения к исламу, но прямых доказательств этому нет.
Так или иначе, когда сотрудники патрульной полиции выписывали штраф жителю Батуми, который вернувшись с кладбища вместе с семьей, остановил машину и зашел в аптеку для того, чтобы купить лекарство отцу, пятеро прохожих решили поддержать его. В результате всех шестерых задержали по обвинению в оказании сопротивления полиции и отвезли в главное управление внутренних дел Аджарии.
Обиженные на сотрудников полиции, главу управления департамента патрульной полиции Аджарии и власти страны в целом, родные и близкие задержанных, а также обычные жители курортного города стали стихийно собираться на улице Илии Чавчавадзе.
Их главным требованием было освобождение задержанных. Время шло. Количество митингующих достигло порядка тысячи человек. Протестующие ближе к полуночи переместились на улицу Тбел Абусеридзе, которая является продолжением улицы Илии Чавчавадзе, где и расположено управление внутренних дел.
Ближе к полуночи местные власти объявили, что полиция готова освободить задержанных, если участники акции разойдутся, но это не произошло. Ситуация начала накаляться. Часть митингующих стала кидать камни в здание управления внутренних дел, после чего полиция применила слезоточивый газ. Ситуация полностью вышла из-под контроля.
Разъяренная группа молодых людей стала крушить все, что встречала на пути: автомобили, мусорные баки, дорожные ограждения, светофоры и прочую инфраструктуру. В дело шли камни, файеры.
Силы МВД, тем временем, в ожидании приказа начальства о дальнейших действиях, лишь отбивались. Они периодически применяли слезоточивый газ.
По просьбе председателя правительства Аджарии Зураба Патарадзе глава МВД Грузии Георгий Мгебришвили принял решение об освобождении арестованных шести человек, но тщетно. Разбушевавшаяся толпа не расходилась.
В Батуми в срочном порядке прибыл глава МВД. В ходе чрезвычайного заседания было принято решение разогнать акцию — отряд специального назначения МВД Грузии приступил к выполнению приказал примерно в 6 утра.
Итог: порядка 40 человек задержаны, более 30 понадобилась медицинская помощь, в том числе депутату Верховного совета Аджарии Ираклию Чеишвили, которому сделали операцию, и 15 полицейским. Сожжены семь автомобилей и разрушена городская инфраструктура.
"После освобождения улицы мы оперативно провели очистительные работы, полностью восстановили тротуары и дорожную инфраструктуру, демонтировали те поврежденные участки разделительных декоративных заборов и начинаем все восстанавливать. И что самое главное – это дорогостоящие т.н. "умные" светофоры, которые, по подсчетам, нам обойдутся еще от 100 до 130 тысяч лари (порядка 40 — 52 тысячи долларов)", — сказал Ермаков в интервью Sputnik Грузия.
Что касается сожженных в ходе беспорядков автомобилей, тут проводится отдельная работа.
"Уничтоженные автомобили изъяты и изучаются министерством внутренних дел. В рамках следствия проводится экспертиза. И после этого мы будем знать, в каком направлении идти", — сообщил мэр Батуми.
Со дня погромов в Батуми прошло три дня, жизнь города возвращается в нормальное русло, но последствия произошедшего можно видеть и сегодня. На проезжей части видны следы сожженных машин, власти города пока не заменили сломанные светофоры.
В связи с беспорядками в Батуми дело возбуждено по двум статьям УК Грузии — "организация группового насилия, руководство им или участие в нем" и "нападение на полицейского или другого представителя власти либо публичное учреждение".