В этом году русский театр отмечает 100-летний юбилей со дня рождения выдающегося театрального режиссера, актера, педагога и основателя московского Театра на Таганке Юрия Петровича Любимого.
О четырех знаменательных встречах с великим маэстро и культурном шоке от его творчества, Sputnik Грузия рассказал известный грузинский режиссер и худрук тбилисского русского драматического театра им. А.С.Грибоедова Автандил Варсимашвили.
По словам Варсимашвили, несмотря на то, что это были всего четыре встречи, но они стали одними из самых ярких эпизодов в его творческой жизни.
— Впервые я встретился с Любимовым, когда я приехал в Москву. На его спектакли, а тогда как раз шла премьера "Мастера и Маргариты", было просто невозможно попасть. Но у меня была для него фотография от Сергея Параджанова, которую он лично меня попросил передать ему. Он как раз в то время вышел из тюрьмы и просил меня известить об этом Любимова.
А в Театр на Таганке абсолютно немыслимо было пройти. И тогда я решил подойти к милиционеру и просто сказать, что у меня есть известие из Тбилиси. Так Любимову и передали. И тогда он вышел на улицу и я передал ему фотографию прямо в руки. Он страшно обрадовался той новости, что Параджанов уже на свободе. И завел меня в театр, и обласкал.
В тот раз, не могу сказать, что мы подружились, но во всяком случае он меня узнал. Это был, кажется, 1978 год.
Вторая моя встреча с Юрием Петровичем состоялась, когда Театр на Таганке приехал на гастроли в Тбилиси. Это было, по-моему, через год после нашей первой встречи. Тогда Тбилиси встретил его со свойственным городу гостеприимством. И я помню, был, потрясающий вечер у Параджанова дома, в его итальянском дворе. Любимов пришел с труппой Театра на Таганке. Их было человек двадцать или тридцать, наверное. Хозяйкой вечера была Таня Бухбиндер, супруга грузинского актера Гурама Сагарадзе. До сих пор помню, как Любимов в тот вечер светился от счастья.
И, четвертая, самая запоминающаяся встреча была, когда уже я со спектаклем "Пляска смерти", где участвовал Рамаз Чхиквадзе, поехал на гастроли в Москву. Мы выступали в Театре на Таганке. Играли два дня подряд. И Юрий Петрович все время был с нами. А в последний вечер он попросил меня оставить ему автограф, чем я был страшно горд. В этом его знаменитом кабинете было, наверное, тысяча автографов. А он просил оставлять автограф только тех людей, которых уважал и в чей талант верил. И то, что он оказал мне эту честь, было признанием с его стороны.
А так связь с Грузией у Юрия Любимова была, в первую очередь, через Сергея Параджанова, с которым он не только дружил, а глубоко уважал и считал его величайшим режиссером. И, разумеется, через Роберта Стуруа, с которым они близко дружили. Я помню Любимова на спектаклях Стуруа, и его восхищения ими. Даже тогда, когда мы были на гастролях в Москве, Стуруа тоже был с нами вместе, и я видел, как они общаются, и как он любил и уважал Стуруа. А еще на моих спектаклях в Москве Юрий Петрович также познакомился с режиссером Георгием (Гоги) Маргвелашвили. И мы, помню, даже вместе сфотографировались. И эта фотография у Гоги в кабинете до сих пор висит.