В январе-феврале 2017 года из Грузии на экспорт было вывезено сельскохозяйственной продукции на 94 миллиона долларов США, что на 12% больше показателя прошлого года.
Какие продукты могут быть конкурентоспособными на международном рынке, и должно ли государство содействовать их производству и вывозу на экспорт – об этом со Sputnik Грузия беседует коммерческий директор Аграрной консультационной компании Ираклий Чикава.
— В нашей экспортной корзине основное место занимают фундук, вино, минеральные воды и алкогольные напитки. Но, конечно, любой другой продукт также не лишен перспективы занять значительное место в экспорте.
- Должно ли государство брать на себя рекламу грузинских сельскохозяйственных продуктов на целевых рынках, или об этом следует заботиться компаниям-экспортерам?
— Любую активность со стороны государства в целях популяризации грузинской продукции следует приветствовать, и она даже необходима. В настоящее время нашим правительством на зарубежных рынках активно рекламируются вино и минеральные воды. Подобного типа активность может осуществляться по поводу любого продукта.
Хотя. следует отметить, что, помимо перечисленной выше продукции, другого важного продукта у нас, к сожалению, нет. Есть фундук, которому на зарубежном рынке популяризация не нужна, поскольку это – сырье, и спрос на него в мире и без того довольно высокий и растущий.
Вообще, рекламирование сельскохозяйственной продукции государством приносит несколько результатов, как то: популяризация конкретного продукта, популяризация страны, заинтересованность инвесторов и т.д. И это необходимо.
- Насколько перспективны в Грузии кооперативы?
— У идеи кооперативов есть очень конкретное экономическое значение. Но, к сожалению, в нашей стране из-за этого экономического значения никто кооперативы не создает. И тут государству нужно много поработать, чтобы показать крестьянам и фермерам конкретную экономическую долгосрочную пользу. В этом направлении также главное – правильно подать информацию, научить и сформировать перспективное видение.
- Что должны предпринять крестьяне для того, чтобы их продукт не только был средством пропитания, но и стал источником дохода?
— Нужно производить тот продукт, который приносит прибыль, а не тот, который мы любим. Нам следует научиться мыслить по-деловому, а не эмоционально.
- Какие рынки более перспективны, с точки зрения сбыта нашей сельскохозяйственной продукции, и какой спецификой отличаются, к примеру, рынки стран СНГ и Евросоюза, в отношении грузинского продукта?
— Любой политический стабильный рынок для нас важен. Конечно, для всех них характерна своя специфика. В частности, страны СНГ исторически были знакомы с нашей продукцией, тут и эмоции, и ностальгия играют отчасти свою роль. Странам СНГ продукция часто поставляется одноразово, в малых количествах, и этот рынок реагирует нормально.
Тогда как европейскому рынку необходимы стабильные поставки, стабильное качество и цена. Европейский рынок – для нас большой, интересный и стабильный. Для его освоения, прежде всего, нужно производить продукцию, соответствующую по качеству международным стандартам, а затем стабильно ее поставлять.