Добрейшего вам утра!
Сегодня я спозаранку вышла на балкончик и, словно Вахтанг Горгасали, гордо стала обозревать уютный, имеющий свой особенный шарм Тбилиси.
Издали на меня смотрела дружественная, прочно обосновавшаяся на Мтацминда телебашня, первая оценивающая мои полуночные стихи и попросившая поздравить с днем рождения ее далекую парижскую подругу.
Да, как раз в этот день, 31 марта 1889 года состоялось официальное открытие легендарной Эйфелевой башни, на которой развевался французский флаг. Меня всегда интересовало, как Густав Эйфель называл свое детище — "Моя башня" или отвлеченно "Эйфелева башня" (как будто это его не касалось). Оказалось, что на самом деле он назвал совсем просто и прозаично – "300-метровое крепление флага" или "300-метровая башня".
Сначала Эйфелева башня была построена как временная конструкция, которая должна была выполнять роль символической арки для входа на парижскую всемирную выставку, но в этом случае еще раз подтвердилось известное высказывание: "Нет ничего более постоянного, чем временное".
Сегодня Эйфелева башня стала главным символом Парижа. Она занимает первое место в мире по количеству посетителей, однако интересно и удивительно, что, по статистике, она в самом большом числе посетителей (25%) вызывает чувство "разочарования". Видимо, даже на башни не стоит возлагать слишком большие надежды.
Примечательно, что после открытия Эйфелевой башни интеллигенция Парижа и всей Франции высказывала возмущение в связи с тем, что башня уродовала утонченный, веками укоренившийся парижский стиль. Башню сравнивали с "заводской дымовой трубой" и "безобразной кляксой на парижском небе". Архитектурное новшество особенно критиковали Александр Дюма, Шарль Гуно и Ги де Мопассан.
Как-то журналисты обратили внимание, что Ги де Мопассан каждый день обедал в ресторане на первом этаже башни, бросились к нему и спросили: "Что вы тут делаете, если так ненавидите эту башню?". На что великий писатель ответил: "Это единственное место, откуда Эйфелевой башни не видно". А ведь сегодня Париж без Эйфелевой башни невозможно представить.
Известно, что во время оккупации Парижа, непосредственно перед приездом Гитлера в столицу Франции, все лифты Эйфелевой башни из строя вышли, и фюрер, несмотря на все попытки, так и не смог посмотреть на Париж "сверху". Как только германские войска покинули Париж, лифты подозрительно быстро заработали.
На протяжении своей истории Эйфелева башня несколько раз меняла цвет – от желтого, красноватого до коричневатого. А в течение последних нескольких десятилетий Эйфелева башня – "цвета Эйфеля". Именно под таким названием запатентована краска цвета, которую "носит" госпожа башня. Между прочим, в том, что Эйфелева башня –дама, с первого же дня никто не сомневался. К тому же, невзирая на "солидный вес" (7300 тонн), она довольно статная (высота 324 метра), и даже во время самого сильного ветра ее отклонение не превышает 15 сантиметров.
Власти Франции и французский народ считают Эйфелеву башню национальной достопримечательностью и богатством и бережно о ней заботятся. Но, несмотря на это, башне пришлось немало поволноваться. Она пережила несколько пожаров, ее минировали террористы, "продавали" аферисты и часто использовали желающие покончить жизнь самоубийством.
Недавно узнала об очень интересном факте – оказывается, Густав Эйфель, создавая конструкцию своей башни, использовал результаты обследования бедренной кости и сустава, проведенного швейцарским профессором 19-го века Германом фон Майером. Оказалось, что в этой части организма человека миниатюрные кости расположены таким образом, что легко выдерживают течение времени и человеческий вес. Именно это, оказывается, является главным принципом возведения Эйфелевой башни.
А на днях в газете Le Figaro была опубликована информация о том, что парижские власти решили установить вокруг Эйфелевой башни перегородки из пуленепробиваемого стекла. Эти меры посчитали необходимыми из-за участившихся в стране террористических актов. Работы завершатся летом 2018 года. Обидно, что замечательное сооружение будет скованно стеклом, но что поделаешь — от террористов страдают не только люди, но и памятники культуры.
Следует отметить,, что недавно одна из ведущих нефтяных компаний обнаружила в Париже, с эпицентром как раз возле Эйфелевой башни, огромные запасы нефти (до 40 миллионов баррелей). Надеюсь. люди с осторожностью отнесутся к неповторимому символу Парижа, поскольку никакое богатство не сравнится с красотой.
Желаю вам успешного, счастливого и утонченного, как Эйфелева башня, дня!