Алёна Савельева – начинающий журналист. Четыре года назад она впервые побывала в Грузии и осталась под большим впечатлением. Когда после университета надо было выбирать специальность, девушка решила, что хочет писать про Грузию. Уже год Алёна является московским корреспондентом Sputnik Грузия и регулярно посещает эту страну.
Подруга Мэгги и Батуми
Первый раз в Грузии я побывала в 2013 году. Все началось с холодного январского вечера. Мы с моей подругой Мэгги сидели в одном из московских кафе. Как сейчас помню, я жаловалась ей на свои студенческие будни – сессия, поиск работы, отсутствие свободного времени.
Мэгги тогда многозначительно сказала: "Не грусти, зима закончится, а летом мы с тобой поедем в Батуми, и все наладится". Потом она еще несколько часов делилась впечатлениями о последней поездке в родной город и показывала фотографии. До этого я практически ничего не знала о Грузии – хачапури, вино, песни, танцы и безграничное гостеприимство – на этом мои ассоциации заканчивались. Но Мэгги мне часто рассказывала о своих поездках – каждое лето проводила в Батуми у бабушки с дедушкой.
Несмотря на то, что она выросла в России, закончила здесь школу и институт, всегда стремилась в Грузию. Я не могла понять этого, пока сама не побывала в краю вечной весны, как часто называют Грузию.
Батуми. После восьмичасовой дороги на маршрутке из Тбилиси в столицу Аджарии и одинокого серого автовокзала у меня возникло ощущение, что я и не покидала пределы России, а просто переместилась на Северный Кавказ. Но это был лишь первый взгляд уставшего и голодного путешественника. На следующий день передо мной открылся совсем другой Батуми с европейской архитектурой и грузинским колоритом. Город, где можно увидеть маленькую Италию на площади Пьяцца и греческий Акрополис на набережной, современные отели от Рэдиссона до Шератона в стиле модерн и вечерние огни танцующих фонтанов и фейерверков.
Однако туристический Батуми сменялся жилыми домами советских времен, где на балконе висело белье, во дворе раздавалась громкая грузинская речь, а возле маленьких домашних кафешек стоял запах только что приготовленного хачапури. Такой контраст меня поразил не только в архитектуре, но и в людях. В Батуми мы могли днем кататься на маршрутках, играть с детьми во дворе и кормить бездомных собак, а вечером в той же компании сидеть в модных барах и вести светские беседы. И это мне нравилось – простота и душевность грузин и в то же время умение красиво отдыхать.
Люди и архитектура – это первое, что меня привлекло. А уже потом было знакомство с грузинской кухней и дегустация всевозможных вин и чачи… Поездки в Ботанический сад с живописным диким пляжем и приграничный Сарпи с маленькими скалами, крепость Гонио, где похоронен один из апостолов Христа – Матата (Матвей), и мост царицы Тамар с водопадом Махунцети. Красота природы и богатая история стали еще одной причиной, по которой стоило вернуться.
Тосты как лучший способ дипломатии
Второй раз я приехала в Грузию только через два года — в 2015. Я решила позвать с собой свою московскую подругу — мне хотелось так же, как Мэгги, открыть для кого-то эту прекрасную страну. В этот раз мы уже были не обычными туристами, а долгожданными гостями – посетили грузинский день рождения и даже научились говорить длинные и душевные тосты, побывали на футбольном матче и узнали, что почти каждый второй грузин – футболист, а если нет – то обязательно регбист, а также поняли, что вождение автомобиля в Грузии – это не способ передвижения, а вид экстремального спорта. Но главным во второй поездке стало не знакомство с образом жизни грузин, а совсем другое.
На тот момент я была студенткой, мне оставался всего год до получения специальности политического журналиста. И в силу выбранной профессии я, конечно, знала о том, какие у России и Грузии дипломатические отношения, точнее знала об их отсутствии. И мне казалось большой несправедливостью то, что россияне могут не только спокойно приезжать в Грузию, но и быть желанными гостями за любым столом, а грузинам для поездки к нам на тот момент требовалась рабочая виза.
И вот в очередной раз, когда мы сидели за столом и один из наших грузинских знакомых поднял тост за Россию и своих русских друзей, я тоже не смогла удержаться от торжественной речи. Сейчас трудно вспомнить, что именно тогда сказала, но смысл был в том, что я как будущий журналист пообещала сделать все, чтобы отношения между нашими странами стали немного теплее, хотя бы в информационном поле.
Кроме восхищения страной и ее народом, была и любовная линия. И вот здесь я столкнулась с первым разочарованием. Я знала, что грузины очень любвеобильные и, как они сами говорят, еще те "ценители женской красоты". Но трудно не поверить в искренность намерений грузина, особенно щедрого на комплименты. Именно роман стал причиной следующей поездки, которая состоялась через месяц. Чтобы не расписывать весь драматизм момента, скажу, что у парня, как выяснилось позже, была девушка и после моего приезда наша с ним история неблагополучно закончилась.
Грузия – Спутник по работе
Разбитое сердце стало не последним разочарованием. Через некоторое время по определенным причинам мы перестали общаться и с той грузинской подругой. Тогда я решила, что больше никогда не поеду в Грузию, тем более что там меня уже никто не ждал. Сейчас я понимаю, что это было глупо, так как разочарование в нескольких людях не должно отражаться на целой стране. Но в тот момент я была очень обижена.
Вновь с Грузией меня столкнула уже работа. В перерывах между написанием диплома я искала разные вакансии – хотела попробовать себя на радио. И в один день на студенческую почту пришло письмо с предложением пойти на встречу-экскурсию в информационное агентство Sputnik, где у учащихся была возможность пройти практику или стажировку. Я решила откликнуться — сидеть за дипломом весь день было не очень весело. В редакции рассказала о своем скромном опыте (по сравнению с другими своими однокурсниками). И когда меня спросили, какой страной я бы хотела заниматься – я на автомате ответила: "Грузия". Наверно, выбор страны и стал решающим фактором – в Москве не было корреспондента по этому региону.
Далее был звонок в Тбилиси и знакомство с редакцией, первые статьи и стажировка, встречи с грузинской диаспорой в Москве и приглашения на различные мероприятия. Незаметно прошли и старые обиды — у меня появилось много хороших знакомых среди грузин в разных городах не только Грузии, но и России. Я стала больше интересоваться культурными и историческими связями между нашими странами – мне хотелось показать грузинам, что в России их тоже любят и ждут. И совсем недавно, когда я писала очередную статью, вспомнила тот тост, сказанный еще в Грузии… И поняла, что сама того не замечая, уже почти год стараюсь выполнить обещание.
В Грузию я ездила еще несколько раз – кататься на лыжах в Бакуриани, есть имеретинский хачапури в Кутаиси, пить настоящую "Алазанскую долину" в Сигнахи. И даже заезжала в Батуми к своей грузинской подруге, с которой мы кстати помирились и поддерживаем связь (она все-таки переехала в Грузию). Спустя полтора года объявился и тот парень – сейчас мы дружим и с улыбкой вспоминаем давнюю историю. Иногда я думаю о том, что было бы хорошо купить домик в Грузии, а лучше сразу три – у моря, в горах и в Тбилиси.