В детстве моим самым любимым занятием было лазание по крышам. Паломничества в поднебесье совершались небольшой компанией. Мы забирались наверх и удобно устраиваясь у парапета, наблюдали за происходящим с высоты девятиэтажных корпусов. Бывало, за этим экстремальным баловством нас засекали взрослые, которые, конечно же, не секли, но отчитывали нас порядком. Мы на какое-то время превращались в паинек, усыпляя бдительность старших, а через некоторое время опять брались за старое. Кто его знает, чего было в этом занятии больше – преодоления себя, проявления бесстрашия или ощущения полноты жизни?
То было много лет назад. Из недавнего же опыта хождения по крыше я сделала следующий вывод: в этом занятии, помимо романтики, есть еще и много полезного. Например, где, как не с крыши городской ратуши, рассматривать достоинства и изъяны урбанистического развития самого центра города? Отсюда вся площадь Свободы, как на ладони. Машины, устало огибающие монумент Святому Георгию и ползущие в разные стороны. Люди, спешащие с работы домой или по делам. И архитектурные строения, вызывающие одновременно эмоции приятные и не очень.
Прогуливаясь по площади Свободы, я, может быть, и зацепилась бы взглядом за это строение, потому что его последние этажи так торчат из-за здания городского собрания – сакребуло, что пройти мимо, не заметив его, почти невозможно. Но когда ты смотришь на то же, но только с высоты птичьего полета, изъяны становятся еще очевиднее. Это как рассматривать лицо в профиль и в фас. Вроде ты и так понимаешь, что нос у человека не идеальной формы, но в профиль недостаток заметен особенно.
Два года назад в архитектурную службу мэрии поступило заявление, в котором акционерное общество "Иберотель", располагающее земельным участком на улице Табидзе 4, просило согласования проекта гостиницы и разрешения на ее строительство. Чиновники из мэрии и министерства культуры рассмотрели проект, посовещались и по-быстрому выдали разрешение на строительство. Не прошло и двух лет, как прямо за зданием городского собрания вырос семиэтажный исполин, гордо взирающий на низкорослых соседей. Куда им, этим трехэтажным господам из романтичной эпохи, до его футуристической концепции.
Это все архитекторы, которым не хватало смелости и размаха. Церемонься они поменьше и не проявляй столько щепетильности, их творения, в большинстве случаев безнадежно ожидающие реставрации и смены отрепья на новые одеяния, не вступали бы в противоречие с новыми товарищами. Да и современные творения не выглядели бы выскочками в обществе престарелых господ с хорошими манерами. А они строили все с оглядкой на общий облик города да на художественно-стилевое соответствие… В общем, усложняли жизнь себе и другим.
То ли дело сегодня. Выбрал место, расписал проект и бегом в мэрию. Рассядутся чиновники из архитектурной службы вокруг стола и с чувством возложенной на их плечи ответственности, которая отметится на мудрых ликах, пустятся в рассуждения о том, а чем, собственно, плох проект? И не найдя в сооружении, которое войдет в полный диссонанс с архитектурным ансамблем остальной улицы, никаких изъянов, придут к заключению, что проект хорош!
Потом к его рассмотрению подключатся преисполненные заботы о сохранении культурного наследия чиновники из министерства культуры, которые так же, как их коллеги из мэрии, увидят в расписанном проекте сугубо положительные стороны. Специалистов, наделенных полномочиями, не смутит в проекте даже тот факт, что многоэтажный прыщ, который вылезет на лице города, почти вклеится в здание городского собрания. И при доброжелательном настрое сотрудник сакребуло каждое утро сможет приветствовать туриста из гостиницы рукопожатием. Они и за интимной близостью увидят не вопиющее нарушение всех строительных норм, а содействие социальной и культурной интеграции, в буквальном смысле – из окна в окно.
Вот такая вот очевидная близорукость, ну или же профессиональная незрелость. Как угодно. Хорошо, что Тбилиси не умеет говорить, не то нынешним градостроителям пришлось бы выслушать от него немало "благодарностей". И когда видишь, как с каждым годом множится количество таких гостиниц, торговых центров и жилых домов, грубо нарушающих пространственную гармонию, очень хочется задать этим ребятам резонный вопрос:
- Кто вам сказал, что вы разбираетесь в планировании и застройке города? Этот кто-то вас явно ввел в заблуждение. Потому что вы в этом ничегошеньки не понимаете. Город — это вам не детская площадка, где вы можете беспорядочно тыкать кубики от конструктора. То, что народ доверил вам руководство древнейшим городом, еще не значит, что вы уже доросли до понимания его нужд и задач. Хотя, может статься, вы вообще никогда не дорастете до осознания всей важности возложенных на вас функций. Инвестор, который вкладывает средства в развитие собственного бизнеса, не может быть всегда прав.
Согласно генплану по развитию города, который существовал до 2000 года, строить здания, высота которых превышала пять этажей, было недопустимо. Трудно представить, что ни у кого никогда не рождалась идея построить 34-этажное здание прямо на Шанз-Элизе. Думаете, инвесторы не заплатили бы больших денег? Хм, еще как заплатили бы! Но в Париже его не было и не будет, а у нас, на Руставели, уже есть. И разница тут всего лишь в отношении чиновников к собственным обязанностям и городу. Одни, сознавая всю возложенную на них ответственность, пекутся и заботятся о собственном городе, а другие, дорвавшись до властной кормушки, думают лишь о собственном кармане.