Рок-н-ролл – качайся и катись! Четкий ритм, быстрый темп и невероятная раскованность исполнения. А точнее, свобода, свобода в каждом звуке.
Рок-н-ролл в Грузии: начало
Интересное наблюдение: грузинские "стиляги", "битники" и битломаны всегда обладали уникальной склонностью к легкой адаптации и интеграции с официальной музыкальной жизнью своей страны. Они успешно становились участниками таких легендарных эстрадных коллективов, как "Рэро", "Орэра", "Иверия", ВИА "75" и многих других. А тем временем стиль ВИА воспринимался в Грузии не как рок, и был в почете.
Самым первым истинным подпольным рок-бэндом в Грузии можно считать группу "Квадрат", которая была основана в 1970 году. Музыканты исполняли хард-рок и большей частью увлекались каверами Led Zeppelin. Во главе коллектива стоял Валерий Кочаров и Михаил Папхадзе. По тем временам "Квадрат" стал реальным потрясением для Тбилиси – в прямом и переносном смысле.
Репертуарная палитра коллектива Кочарова многократно менялась: в первом периоде она была ностальгической (в тот период музыканты копировали "Биттлз"), во втором — более современной, когда "Блиц" исполняли песни на русском и грузинском языках в стиле хард и часто юмористического содержания. К сожалению, о втором периоде грузинских рокеров было известно только в пределах Грузии.
Весенние ритмы. Тбилиси-80
Примечательно, что именно в грузинской столице прогремел один из первых официальных рок-фестивалей в истории СССР. Он назывался "Весенние ритмы. Тбилиси-80" и прошел в Тбилиси с 8 по 16 марта 1980 года. Важно отметить, что он считается одним из важнейших событий в истории русского рока.
Фестиваль был организован столичной филармонией, Союзом композиторов Грузии, Республиканским центром культуры молодежи и Центральным комитетом Комсомола Грузии. Среди организаторов были также известный критик Артемий Троицкий и тогдашний глава Грузии Эдуард Шеварднадзе.
Главной целью проекта был заявлен поиск новых талантов в советской музыке. Фестиваль имел конкурсную программу и жюри. В него входили такие известные деятели музыки, как Юрий Саульский, Гия Канчели, Константин Певзнер, Владимир Рубашевский и Аркадий Петров. Они определили тройку победителей таким образом: первое место разделили Машина времени (Москва) и "Магнетик бэнд" (Таллин), второе — "Автограф" (Москва) и "Гюнеш" (Ашхабад), а третье — рок-группа Интеграл (Саратов), Лабиринт (Батуми) и Тип-Топ (Рига).
Тогда все лауреаты различных премий из всех республик СССР (кроме группы "Тип-Топ") были включены на двойной диск "Весенние ритмы", выпущенный по итогам фестиваля в 1981 фирмой "Мелодия". Кроме того, позднее финские теледокументалисты, присутствовавшие на фестивале, выпустили 40-минутный документальный фильм "Советский рок".
Кроме вышеуказанных победителей, в фестивале "Весенние ритмы. Тбилиси-80" участвовали группы Ариэль (Челябинск), "Земляне" (Ленинград), "Диалог" (Николаев), "Глобус" (Москва), "Слайды" (Свердловск), "Вторая половина" (Курск), "Карнавал" (Москва), "Интеграл" (Саратов), "Кронверк" (Ленинград), а также Блиц и ВИА "75" из Тбилиси.
И другие грузинские рокеры
В историю грузинского рока вошли и другие имена. Среди них группа "Контраст", "Капкан", джаз-роковый трио-квартет "Бермуха", лирический бэнд "Древо желания", "Блюз мобиль", "Театрон", "Поскриптум" и многие другие.
Жив рок-н-ролл в Грузии и сегодня. Дело своего отца – Валерия Кочарова – успешно продолжает его сын Ника Кочаров. Во главе своего коллектива Young Georgian Lolitaz он достойно представил Грузию на "Евровидении 2016".
Не менее качественно работают и творят в стране такие рок-бэнды, как LOUDspeakers, Lady Heroine, The Black Marrows, The Mins, Backwarmer, The Outfront и многие другие. И все они заслуженно празднуют сегодня Всемирный день рок-н-ролла.
Всемирный день рок-н-ролла
Историческое событие, послужившее основой для праздника, произошло днем раньше: 12 апреля 1954 года Билл Хейли (Bill Haley) записал сингл "Rock Around The Clock", ставший знаковым в новом музыкальном направлении, которое быстро преодолело границы США и распространилось по странам и континентам, бросив вызов обществу и традициям. В середине ХХ века, вскоре после Второй мировой войны, люди стремились к покою и размеренной жизни. Поэтому в моде была музыка спокойная и сентиментальная, со сладкоголосым вокалом.
Но наряду с официальной музыкой, в Америке жила и совсем другая музыка афроамериканцев — громкая, ритмичная, полная жизни — ритм-энд-блюз. Однажды вечером диск-жокей радиостанции Кливленда Алан Фрид взял на себя смелость "прокрутить" в эфире записи в стиле ритм-энд-блюза. А чтобы не шокировать "белую" публику, придумал ему другое название — "рок-н-ролл". Благодаря Алану Фриду, замаскированный ритм-энд-блюз зазвучал в полную силу, став доступным всем, независимо от цвета кожи.
Среди основателей рок-н-ролла, разумеется, был легендарный Элвис Пресли, ставший кумиром подростков и молодежи. Далее, в начале 1960-х засиял новый стиль в рок-н-ролле — поп-рок. Ливерпульская четверка своими композициями запустила в мир эпидемию "битломании". В 1964 году "Rolling Stones" привнесли в рок быстрый, мощный и техничный звук. В 1970-е родился психоделический рок и группы Pink Floyd, Deep Purple, Led Zeppelin, Black Sabbath. Конец семидесятых ознаменовался появлением панк-рока, на волне которого взлетели Sex Pistols, The Clash, Stooges и Игги Поп. А в 1990-е самым ярким рок-н-рольщиком был Курт Кобейн и его группа "Nirvana".
Сегодня рок-музыка живет во множестве направлений: от легкого танцевального рок-н-ролла до брутального агрессивного грайндкора. Тексты песен варьируют от непринужденного и шутливого до глубокого и философского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке, хотя явной границы между понятиями "рок" и "поп" не существует и многие музыкальные явления балансируют на грани между ними.