Грузинская культура – одна из самых древних и крайне самобытных явлений в мире. В глубь истории уходят и истоки грузинского цирка.
По инициативе Европейской цирковой ассоциации и Всемирной федерации цирка 15 апреля отмечается Международный день цирка (World Circus Day). Праздник был учрежден не только с целью показать цирк во всем его великолепии и порадовать поклонников данного искусства новыми программами и представлениями, но и призван отдать должное вкладу циркового искусства в культуру.
Впервые Международный день цирка отметили в 2010 году и с тех пор этот праздник стал ежегодным для многих стран.
История цирка Грузии
Первые сведения о цирковых представлениях или их первобытных попытках мы находим в известных грузинских народных игрищах, где люди соревновались в удивительной ловкости и силе, которая делала их настоящими героями.
История гласит, что еще в I веке д. н. эры самим римлянам было известно о том, что в Грузии культивировались особые, отличные от античных традиционные спортивные игры. Сам Публий Корнелий Тацит (I-II века), древнеримский историк, один из самых известных писателей античности писал, что у иберийского царя Парасмана "был сын Радамист — высокого роста, необыкновенной силы, искусный во всех национальных упражнениях и пользовавшийся славою у всех соседних народов". А от римского консула и историка греческого происхождения Луция Клавдия Кассия Диона Кокцеана, более известного как Дион Кассий (II-III века) мы узнаем, что в Риме устраивались состязания и игры иберийских всадников.
В моде у древних грузин были и военно-патриотические игрища, в которых всегда добро побеждало зло, и враг был повержен. Лучшим из этого цикла является "кеэноба" — прародительница современной клоунады-буфф и политического фарса. Как отмечали историки, в XVII веке в Тифлисе "кеэноба" представляла собой грандиозное карнавальное массовое игрище, которое охватывало целый город.
Исключительно характерным грузинскими представлениями с элементами жонглирования и иллюзии был знаменитый придворный театр "Сахиоба", расцвет которого приходился на XII—XIII века. Этот вид искусства являлся настолько распространенным и излюбленным, что даже входил в систему воспитания. Достаточно вспомнить стихи, которые легендарный Шота Руставели вложил в уста своего героя царя Фридона: "С детских лет я упражнялся, подражая акробату, И в прыжках через преграды изощрялся я вполне, Я умел ходить бесстрашно по упругому канату, И ровесники горели тайной завистью ко мне".
Зарождение современного цирка Грузии
Главным вызовом, стоящим перед национальным грузинским цирком в Советское время, стало комплектование его исполнительского состава. Ядром будущего коллектива были артисты Союзгосцирка: старейший мастер и соло-клоун с собачками, заслуженный артист РСФСР Алекси Цхомелидзе, гимнасты на турниках под руководством артиста Георгия Агдгомелашвили, эквилибристы на вольностоящей лестнице под руководством артиста Николая Голиадзе, артисты Людмила и Михаил Лалашвили, а также Александр (Сандро) Дадешкелиани.
Вскоре путем усиленного поиска в грузинском цирке появились великолепные гимнасты, акробаты, прыгуны и наездники. Так в этом цирке оказались такие артисты, как в последствии четырехкратный чемпион СССР по акробатике Гурам Гарсеванишвили, известные мастера и чемпионы Грузии Мчедлишвили, Дзамашвили и Натрошвили, танцакробаты Бибилури, Арешидзе, Палиашвили и многие другие.
Страсть грузинского народа к танцам неминуемо отразилась и на арене. И вскоре группа молодых танцакробатов под руководством Гурама Бибилури исполняла стремительный и огненный "Горский танец" и изумительный по своей ритмичности "Хоруми". Так возник и чисто музыкальный номер "Грузинские ритмы" (дуэт на доли в исполнении артистов Габояна и Арешидзе). Артист Алекси Цхомелидзе в номере "Картинки старого Тбилиси" воссоздал небывалый на цирковой арене образ старинного грузинского народного скомороха — "масхара". Грузинский комедийный актер Александр Тедиашвили вступил на цирковую арену в маске старого тбилисского кинто, веселого и остроумного завсегдатая всевозможных празднеств и гуляний.
Девятнадцатого февраля 1958 года в Тбилисском государственном цирке состоялась премьера первого грузинского циркового коллектива. Рождение коллектива было встречено на ура, как большое и радостное событие в развитии грузинского искусства.
История здания Тбилисского цирта
В 1936 году проект Тбилисского государственного цирка на 2 тысячи зрителей получил высшую оценку и был осуществлен в 1939 году. Архитекторами сооружения стали Степан Сатунц совместно с Непринцевым и Урушадзе. В 1940 году на образовавшемся при пробивке улицы Челюскинцев через гору на холме было возведено здание цирка в стиле Сталинской архитектуры. По местоположению, оборудованию, архитектурному и техническому уровням Тбилисский цирк является одним из самых лучших не только на постсоветском пространстве, но и во всем мире.