Счастье материнства. Почему одним женщинам дано испытать его, а других Всевышний обделяет? Где искать ответ на этот вопрос? В небесной канцелярии или в программе ДНК? Вся христианская мораль построена на примирении с собственной юдолью. Но откуда взяться смирению, когда нестерпимо хочется иметь малыша?! Держать его в руках, лелеять, баюкать, петь на ночь колыбельную. Хочется до дрожи, до бессонных ночей и слез в подушку… Хочется даже тогда, когда медицина оказывается бессильна помочь.
У человека можно отнять все, кроме веры. А она творит чудеса! И это не тривиальные истины, а то, что довелось нам наблюдать пару дней назад. Действие происходило в селе Салхино Мартвильского района Грузии региона Самегрело. Каждый четверг Пасхальной недели тут проходит традиционный праздник Цачхуроба. В этот день бездетные пары со всех уголков Грузии направляются в церковь святого Андрея Первозванного для молитв о ниспослании им детей.
В храм в этот день приходят также и те, кто после посещения Цачхурского храма уже стал родителем. В обоих случаях люди приносят с собой в храм традиционную грузинскую колыбель (аквани). Одни приходят для того, чтобы унести с собой освященные колыбели, другие же, чтобы передать их бездетным парам. Считается, что посетивший храм три раза обязательно познает счастье материнства и отцовства.
Дорога к храму
По существующей легенде, один из апостолов Христа Андрей Первозванный, следовавший из Самегрело в Сванетию, воздвиг на этом месте каменный крест. А в VIII веке на месте креста построили церковь. После этого церковь претерпела разрушения и была восстановлена в XVIII веке. В таком виде она и сохранилась. Цачхурская церковь находится на возвышении. От центра села ее отделяют семь километров. Расстояние до храма паломники идут пешком. И это не дорога, а проселочная тропа, бегущая вверх.
Каким бы странным это ни показалось, но накануне шествия, как правило, идет дождь. Поэтому преодолевать километры приходится по щиколотку в грязи. Подняться по склону можно, конечно, и на машине. Но ко времени, когда мы приехали на место, это уже было практически невозможно. Путь, ведущий к храму, был полностью запружен людьми, а сотрудники полиции пытались "разрулить" ситуацию. Хотя, даже представься такая возможность, мы бы ею не воспользовались, потому что в преодолении трудностей заложен свой, особенный смысл.
Первые километры — дорога ровная и широкая. Впереди движутся несколько человек и дети, как видно, семья, решившая одолеть этот длинный путь вместе. Пока наблюдаю за озорным мальчишкой, выбегающим на середину дороги, с нами равняется мужчина.
— Первый раз поднимаетесь?— спрашивает человек. И продолжает, не дожидаясь ответа. — Для людей из ближайших сел это большой праздник. У нас тут почти в каждом доме накрыты столы для гостей. Для тех, кто проходит этой дорогой. Для местных сегодня особенный праздник. Если мы не будем заботиться о сохранении традиций, то, пожалуй, потеряем самоидентификацию.
Паломники начинают восхождение к храму на горе еще на рассвете, часов в шесть. Некоторые поднимаются вечером с ночевкой, чтобы попасть с утра на службу в храме.
— Я прихожу сюда в каждый пасхальный четверг, — рассказывает приближающаяся к нам женщина.
"15 лет я прожила в городе, а потом сбежала оттуда и поселилась в селе Гачедили (в переводе с грузинского языка слово означает "застрявший"). Как-то показываю сотрудникам полиции свое удостоверение личности, а они читают место жительства и начинают смеяться. Думали, подвох какой, и один из них уточняет, тут написано, что вы застряли, правда, не указано, где".
На вид женщине лет под 50, и я осторожно интересуюсь, часто ли она поднимается в храм и есть ли у нее дети.
"Лет пять назад у меня были серьезные проблемы со здоровьем. Гинеколог мне сказал – нужно делать операцию. Я начала переживать, думаю, а вдруг это конец, на кого же я своих детей оставлю. Три года подряд ходила на Пасху в этот храм и просила у Бога не оставлять моих детей сиротами. А то, что нужно было удалять, как говорил хирург, само исчезло. Врачи не смогли объяснить такой феномен".
Дорога начинает ползти вверх, мы чаще останавливаемся, чтобы передохнуть. Скорость движения, если ты тащишь на себе фотокамеру и штатив, снижается. Оглядываюсь назад, замечаю женщину лет 35 с колыбелью. На мой вопрос, давно ли она ждет ребенка, говорит уже лет шесть. А к врачам обращались, спрашиваю я ее.
— Да, конечно. Они разводят руками, говорят, что все нормально, дети появятся. Но когда, никто не может сказать, а ведь время идет и шансов остается все меньше, — говорит с мягкой улыбкой женщина.
Тут в наш диалог вклинивается моя первая знакомая и инструктирует женщину.
"Надо просить Всевышнего искренне, всем сердцем, и тогда твоя молитва будет услышана".
Прямо навстречу идет молодая пара. Ритуал восхождения к храму они совершили еще на рассвете. Парень останавливается, и мы невольно бросаем взгляд на его босые ноги, утопающие в последождевой жиже.
— Говорят, чем больше испытаний на этом пути, тем больше шансов быть услышанным Богом, — замечает молодой человек, предвосхищая вопрос, и пара продолжает путь.
Дорога к храму удивительна. Незнакомые тебе и друг другу люди как-то запросто приближаются, вы начинаете общаться, как если бы знали друг друга давно. И путники доверяют тебе, и друг другу самое сокровенное, будто нет между вами времени, расстояния, другой жизни. Словно то, что происходит здесь и сейчас и есть самое главное событие.
Вокруг сказочный ландшафт, впереди петляющая вверх дорога и паломники, медленно движущиеся по ней. Путники, вступающие в разговор за время следования по дороге, то равняются, то отстают, иногда мы их и вовсе теряем из виду. Проходит час, другой, и вот мы уже почти у церкви. С высоты особенно живописно смотрятся долина, утопающая в зелени, вьющаяся поземкой дорога и ползущие по ней черные точки – паломники.
Достучаться до небес
Людей с люльками мы видели по пути к храму много, но больше всего люлек, конечно, во дворе храма. Уже оказавшись во дворе, слышу, как одна женщина рассказывает другой о том, что купила колыбель за 15 лари.
Предприимчивые умельцы приходят спозаранку, собирают колыбели и сбывают с рук. В ожидании ритуала освящения колыбелей на бордюре вместе с другими примостилась женщина. В руках у нее колыбель, в которой две куклы Барби, притом разного пола.
Инга родилась в селе Гачедили Мартвильского района. Будущего супруга Инга встретила, когда ей было 25. Молодые полюбили друг друга и вскоре поженились. Муж из другого региона Грузии — Гурии, поэтому супруги вскоре уехали жить к мужу. В браке они уже седьмой год, но детей нет.
"Не знаю, я уже несколько лет обиваю пороги врачей, — говорит Инга. — И каждый из них меня уверяет, что с нами все нормально. И я, и мой муж здоровы, но факт, что нам до сих пор не удалось стать родителями. Врачи утверждают – ждите, у вас все впереди. Но, когда тебе уже 32, а детей все нет, ты, конечно, начинаешь волноваться. Я давно слышала о традиции Цачхуроба, но все откладывала, надеялась, что удастся забеременеть. Сюда меня привело отчаяние. Когда у тебя уже не остается надежды на науку, уповаешь только на помощь Всевышнего. К тому же я знаю очень много женщин, которые стали матерями после посещения Цачхурской церкви".
— Мы поднимаемся сюда уже во второй раз, — подключается к разговору мать Инги. — Дочь приезжает ко мне на Пасху, остается на праздники, а в четверг мы поднимаемся в храм. Сегодня пришли и забираем люльку, надеемся на пополнение в нашей семье, — вздыхает женщина.
Показывая на кукол обоего пола в колыбели, осторожно осведомляюсь у Инги, ребенка какого пола она хотела бы первенцем.
"Вот вы знаете, я не понимаю, когда в приоритете у людей рождение мальчиков, — эмоционально говорит Инга. — Как такое может вообще в голову прийти. Ведь ребенок ниспослан тебе свыше, какая разница, какого пола родится малыш! Я мечтаю о ребенке уже долгие годы. Как же нелепо и неправильно ведут себя люди, которые выбирают, кого родить — мальчика или девочку".
В церковном дворе море народа. Тут как те, кто пришел с куклами в люльках, так и те, кто одолел этот путь с малышами на руках.
Мариам рассказывает, что пять лет не имела ребенка и они с мужем в прошлом году на Пасху решили принять участие в этом празднике и поднялись в храм. Буквально через три месяца Мариам узнала, что ждет ребенка.
— Как же не верить в чудо, которое происходит в этом месте. В этом году мы поднялась уже с маленьким Сабой, чтобы выразить свою благодарность за этот подарок. Посмотрите, как много тех, кто стал матерями благодаря тому, что вера в них была сильнее всего. И Бог услышал нашу мольбу!
— 12 лет у моей невестки не было детей. А год назад у нас родилась девочка, и это после визита в Цачхурскую церковь. Только в моем окружении я знаю с десяток человек, которые стали родителями после молитв в Цачхурском храме, — говорит беженка из Абхазии Ламара. – Как после этого не верить в силу этого храма и молитв?
Наш разговор прерывает церковный звон, и все обращают взоры на звонаря, который старается изо всех сил. Наконец колокольный звон стихает, и под открытым небом отец Якоб, который служит в одном из Мартвильских храмов, начинает читать молитву, а потом окропляет святой водой поднятые высоко над головами колыбели.
После церемонии освящения колыбелей, семьи начинают потихоньку расходиться. Поток людей не прекращается, но заметно редеет. Меньше становится и колыбелей.
Откуда берет начало ритуал колыбели бездетности, как ее тут называют, сказать определенно никто не берется. Говорят, в давние времена на месте, где сейчас стоит храм, была языческая святыня, которая называлась Мосхе Цачхуру. Согласно легенде, раз в год идолопоклонники приходили к святыне и просили о продолжении рода. С распространением же христианства на этом месте был воздвигнут крест, а позже и сам храм. А название самого места осталось прежним — Цачхуру.
С начала XX века богослужения в Цачхурском храме не проводились, политический строй не позволял. Но люди не переставали приходить сюда, приносить колыбели и просить Всевышнего о чуде. Продолжается ритуал и по сей день, притом с каждым годом пилигримов становится все больше. И наблюдая за светлыми, полными надежд лицами, тебе почему-то начинает казаться, что все у них обязательно получится. Им удастся достучаться до небес, чудо произойдет…