Добрейшего вам утра!
Хочу признаться, что вчера весь день я укрепляла наш тбилисский вкусный и щеголеватый балкончик. Нет, не от ветра – он давно уже привык к ветрам. Просто, сегодня мы принимаем такого большого и доброго человека, что должны его встретить достойно. Тем более, если он захочет на нашем балкончике станцевать твист.
Уверена, этот танец у всех вызвал улыбку, поскольку наш гость – самый габаритный и, якобы, строгий член прославленной в советской кинематографии "гайдаевской троицы" — Евгений Моргунов ("Бывалый"), который родился как раз в этот день – 27 апреля 1927 года в Москве.
Как это ни удивительно, о Евгении Моргунове мы знаем гораздо меньше, чем о его двух партнерах – Юрии Никулине и Георгии Вицине. К примеру, не знаем, что главный вклад в то, что Моргунов стал актером, принадлежит самому Иосифу Сталину.
Детство Евгения совпало с тяжелейшим периодом отечественной войны. Отец с фронта не вернулся, и с 14 лет он был вынужден пойти рабочим на артиллеристский завод. Евгений почти с рождения мечтал о сцене, слушал старые пластинки и знал наизусть песни своего кумира – Леонида Утесова. Он хорошо понимал, что попасть в театральный институт для простого рабочего – это сон и сказка, и поэтому в 1943 году написал письмо Сталину. В по-детски искреннем письме было написано: "Уважаемый Иосиф Виссарионович, примите меня в искусство. Я рабочий, хочу быть в искусстве, но директор нашего завода препятствует этому стремлению. Я хочу быть, как Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко".
В течение года Евгений Моргунов овладевал искусством у известного режиссера Александра Таирова в Московском камерном театре, а в 1944 году он поступил в Государственный институт кинематографии (ВГИК), в мастерскую самого Сергея Герасимова. Вместе с ним учились будущие звезды — Вячеслав Тихонов и Нонна Мордюкова…
Предположительно, не знаете также, что один из мэтров советского кинематографа своей карьерой обязан именно Евгению Моргунову.
Однажды начинающий студент Моргунов пришел к Герасимову и очень попросил прослушать молодого солдата, который сдавал в театральный институт. Герасимов отказал, поскольку курс уже был заполнен. Однако позднее, не устояв перед настойчивой просьбой Моргунова, согласился и, прослушав солдата, зачислил его на свой курс. Этим солдатом был Сергей Бондарчук…
Евгений Моргунов очень любил классическую музыку. Мог часами слушать Рахманинова, Чайковского, Мусоргского… Сам он музыкального образования не имел, но на слух играл классические композиции.
Его солидный вес совершенно не был связан с его каким-то особым аппетитом. В своей первой роли в фильме "Молодая гвардия", где Моргунов играл роль предателя Стаховича, актер — очень привлекательный, стройный и высокий (181 см)…
На самом деле, во время войны мать Евгения достала какое-то масло, и изголодавшийся Женя съел его целиком, причем, без хлеба… Его едва спасли, но у него нарушился обмен веществ, а в будущем это переросло в диабет. Актер постепенно прибавлял в весе, потому что совершенно не следил за здоровьем и даже забывал колоть себе инсулин.
Правда, именно благодаря его габаритам, Леонид Гайдай, безо всяких проб, взял его в знаменитую троицу, в результате чего, Моргунову, вместо пропущенного им инсулина, достался один большой укол…
Евгений Моргунов, в отличие от многих актеров комических ролей, которые, оставшись без грима, сразу становятся чрезмерно серьезными, и в жизни постоянно шутил. Это, просто, был стиль его жизни.
Однажды в Театре киноактера гостили представители высших эшелонов власти – Вячеслав Молотов и Лазарь Каганович. Моргунов им представился как художественный руководитель театра, беседовал с ними час и попросил прибавить зарплату актерам низкой категории. И зарплату им, действительно, прибавили.
Как-то, во время съемок, Георгия Вицина, вышедшего в поле, чтобы немного отдохнуть, и напевавшего арию Ленского из "Евгения Онегина", Моргунов представил местным жителям как Ивана Козловского… А однажды собравшимся у входа в цирк Юрия Никулина заявил, что, если кого-то беспокоят проблемы, связанные с квартирой или пропиской в Москве, могут с соответствующей просьбой обратиться к директору цирка. После этого Юрий Никулин отдал распоряжение – Моргунова больше в цирк не пускать, поскольку "в цирке и без него достаточно клоунов"…
А мне больше всего нравится один эпизод… Представьте следующую сцену: компания немного подвыпивших московских актеров шумно идет по киевскому Крещатику. Вдруг перед московскими гастролерами останавливается довольно серьезно настроенный милицейский патруль. Актеры враз замолкли. Не растерялся единственный – Моргунов, он громко и строгим тоном обратился к милиционерам: "В чем дело, какие претензии? Я внук пионера Павлика Морозова!". Милиционеры смущенно ретировались.
Однажды, в пору дефицита продуктов, Моргунов, оказывается, пришел к директору знаменитого московского магазина "Океан" и попросил у него 5 банок черной, 5 банок красной икры и 10 банок крабов…Директор удивился – "Столько?". А Моргунов ответил: "У Вицина через 4 дня день рождения". На что тот отпарировал: "Знаете, неделю назад сюда ко мне приходил Вицин и сказал то же самое о вас"…
В 1998 году в автоаварии погиб сын Моргунова. Тогда у него случился второй инсульт, и он только год сумел бороться с болезнью. Он до самого конца шутил…
Пришедший на его похороны Георгий Вицин попросил мэра Москвы – мол, нас, всю "троицу" похороните вместе: "Придет на кладбище грустный человек… Увидит, что мы вместе лежим, и сразу развеселится"…
Увы, пожеланию Вицина не суждено было исполниться. Но все равно, эти три замечательных человека — вместе и каждый по отдельности — всегда наполняют наши сердца особой теплотой и любовью.
Желаю вам счастливого, успешного и красивого дня!