В Грузии 5 мая начнется всеобщее обсуждение проекта обновленной Конституции, и открытым остается вопрос, станет ли это новым поводом противостояния между президентом Грузии Георгием Маргвелашвили и правящей партией "Грузинская мечта — демократическая Грузия".
Комиссия, которая должна обеспечить всенародное обсуждение проекта поправок в главный закон Грузии до начала слушаний в парламенте, уже пригласила президента Георгия Маргвелашвили подключиться к этому процессу. Согласится ли Маргвелашвили с предложением комиссии, в которой из партий осталась лишь "Грузинская мечта", пока неизвестно.
Государственная конституционная комиссия разработала проект поправок за 4 месяца, но он не нравится политическим оппонентам "Грузинской мечты", авторитетным НПО и экспертам. Представители участвующих в работе комиссии неправительственных организаций и эксперты проголосовали против проекта, а семь оппозиционных партий и вовсе объявили бойкот.
Выступили против проекта и Народный защитник, и президент Грузии, и часть оппозиции, которая не входила в конституционную комиссию.
Работа над обновлением Конституции началась сразу после того, как правящая партия получила конституционное большинство в парламенте Грузии по итогам выборов в октябре 2016 года. До этого правящая партия не могла менять Конституцию без согласия своего главного оппонента "Единое национальное движение" из-за нехватки голосов – ¾ от общего состава парламента.
Какой будет Конституция
Обновленный проект Конституции, как заявили в "Грузинской мечте", парламент должен принять в 2017 году, но он вступит в силу после президентских выборов 2018 года. Поправки предполагают переход Грузии от полупрезидентской на парламентскую форму правления.
Исходя из этого, в проекте сокращены полномочия президента, который сохранит за собой статус главы государства и должность верховного командующего, но в отличие от действующей версии закона, все его решения, касающиеся государственного устройства и обороны страны, будут требовать согласования с премьер-министром. Также президент теряет право назначать председателя Верховного суда и право подписания международных соглашений.
Меняется также система выборов президента. Если в 2018 году президента Грузии все еще будут выбирать граждане страны, то после выбирать его будут 300 выборщиков — 150 депутатов парламента, все члены Верховных советов Абхазии (в изгнании) и Аджарии и представители органов самоуправления регионов.
Помимо этого, меняется система избрания парламента. Парламент созыва 2020 года будет избираться исключительно по пропорциональной системе – избиратели будут делать выбор между партиями. По действующей Конституции, парламентские выборы должны проходить по смешанной системе – по пропорциональной (77 депутатов) и мажоритарной, из кандидатов в регионах (73).
Согласно инициированной пропорциональной системе, партия с лучшими результатами на парламентских выборах получает также голоса тех избирателей, которые голосовали за партии, не преодолевшие 5-процентный барьер, и соответственно, дополнительные мандаты.
По действующей системе, нераспределенные мандаты сначала распределяются между избирательными субъектами (партиями или блоками), преодолевшими избирательный барьер. Если после этого остаются свободные мандаты, то сначала их получают субъекты, которым не хватило голосов для создания фракции (6 человек), а остальные распределяются между субъектами, получившими больше 6 мест в парламенте в порядке очередности.
Инициированные поправки также предполагают запрет на объединение партий в избирательные блоки, что увеличивает шансы правящей силы на выборах.
Консенсус или единоличное решение
Представители оппозиционных партий и неправительственных организаций в один голос заявили, что большинство конституционной комиссии не учло ни одного их предложения. Для того чтобы как-то изменить проект, они начали движение "Защити Конституцию" и подписали совместную декларацию с основными требованиями.
Оппозиция и НПО выступили против сокращения полномочий президента, лишения его функций главнокомандующего и права назначать председателя Верховного суда. Также они против отмены прямых выборов президента, сохранения 5-процентного барьера для партий на парламентских выборах и запрета избирательных блоков.
Как отметил ранее эксперт Гия Хухашвили, на сегодняшний день у оппозиции в Грузии нет силы. После парламентских выборов 2016 года в оппозиции произошел существенный передел: своих лидеров лишились партии "Свободные демократы" и "Республиканская партия Грузии", а главная оппозиционная партия "Единое национальное движение" раскололась на две части.
Оппозиционеры выступили за проведение плебисцита на тему отмены прямых выборов президента. За это активно агитирует партия "Движение за свободу – Европейская Грузия", которая предлагает всем, в том числе правящей партии, узнать мнение народа напрямую.
"Часто, когда третий сектор и политические партии высказывают свои замечания, руководствуются не интересами народа и страны, а своими узкополитическими интересами", — заявил вице-премьер по связям с общественностью, министр образования и науки Грузии Александр Джеджелава.
По его словам, для "Грузинской мечты" важным является мнение народа.
Другой представитель правящей партии, вице-спикер парламента Тамара Чугошвили заявила, что парламент обязательно учтет мнение Венецианской комиссии, которая уже получила проект обновленной Конституции.
Своя игра президента
Пока Государственная конституционная комиссия работала, между "Грузинской мечтой" и президентом Грузии обострялся конфликт.
"Грузинская мечта" отказала Маргвелашвили в просьбе возглавить Государственную конституционную комиссию, и президент начал свою игру.
Недовольный озвученной инициативой об отмене прямых президентских выборов Маргвелашвили начал свою кампанию "Конституция для всех", в рамках которой он проводит встречи в регионах с населением и обсуждает, какой должна быть Конституция.
Решение президента провести свою кампанию и часто высказываемое им недовольство работой конституционной комиссии и позицией "Грузинской мечты" стали поводом для скандалов.
Председатель парламента Грузии Ираклий Кобахидзе обвинил Маргвелашвили в дискредитации конституционной комиссии и в "атаке" на парламент страны.
"Президент, который должен быть внепартийной фигурой в этой системе, договаривается с партиями посредством своей администрации, статус которой вообще непонятен, при помощи главы своей администрации встречается с политическими партиями и с так называемыми экспертами и договаривается о том, как атаковать парламент Грузии", — заявил Кобахидзе.
Также представители правящей партии не раз обвиняли президента в проведении предвыборной кампании.
Президент Грузии не раз опровергал обвинения правящей партии и пояснял свои действия тем, что Конституция будет лучше, если "Грузинская мечта" выслушает мнение народа.
"В ситуации, когда комиссию покинули все политические силы и на обсуждение выносится проект, подписанный, к сожалению, только одной партией, мнение населения очень важно", — заявил Маргвелашвили.
При этом президент уже открыто обвинил "Грузинскую мечту" во внедрении системы присвоения голосов.
"Для человека очень важно, за какую партию он голосует, это его конституционное право и, если его голос достанется другой партии, то это уже называется "присвоение чужих голосов", — отметил Маргвелашвили.
Президент уже поддержал движение оппозиции и НПО и призвал их к большей активности.
Экспертное мнение
Эксперт Ника Читадзе не исключает, что действия президента Грузии являются частью его будущей предвыборной кампании.
"Действия президента связаны с тем, что он хочет показать, что он действующий президент, который хочет доказать, что предложенный вариант Конституции неприемлем для общества, а также они, возможно, связаны с тем, что президент хочет продолжить свою политическую деятельность и выдвинуть свою кандидатуру на будущих президентских выборах", — заявил Читадзе в Sputnik Грузия.
Конституционалист Конте Чокарая считает, что вопрос участия президента Грузии во всеобщем обсуждении станет показательным.
"Президент Грузии не участвовал в работе Государственной конституционной комиссии, и мы получили проект Конституции, которую подписала только одна партия. Я не вижу трагедии в том, что президент не подключится к формату всеобщего обсуждения. Процесс всеобщего обсуждения и так уже проходит в рамках кампании президента, но если он будет участвовать, то это будет показателем, что он действительно хочет открытого процесса, а не преследует политические цели", — сказал Чокорая в эфире TV Pirveli.