Добрейшего вам утра!
Сегодня, поднимаясь к нашему тбилисскому балкончику по брусчатому подъему Циклаури, не удивляйтесь. если встретите строгого, на первый взгляд, но замечательного и немного печального лохматобородого дворника. Такого, каких сегодня в Тбилиси, к сожалению, уже нет, и это отсутствие, в определенной степени, обделяет колорит города. Или если дорогу вам перейдет парень- продавец дров, со своим осликом, груженным поленьями и с удивительно осмысленным взглядом. При входе во двор будьте осторожны, не споткнитесь об квеври. А когда дойдете до балкона, я вас встречу в белой косынке, в черном платье, перетянутом красным поясом, и с бубном. Не бойтесь, играть я не собираюсь, просто держу его в руках.
Также на балкончике, естественно, вас непременно встретит красиво накрытый стол, с шашлыками, речной рыбой, курицей и душистым лавашем. И, конечно же, не обойдется без пары-тройки ароматного грузинского вина.
Обычно мы отмечаем дни рождения наших гостей, но даты своего рождения не знал и сам Пиросмани. Во всяком случае, говорил, что не знал. А я думаю, что знал и скрывал. До нас же дошла только дата его кончины. Потому, давайте, назовем сегодняшний день – 5 мая, днем его памяти. Тем более, что участь гениев — быть, в действительности, бессмертными.
Нико Пиросманашвили, предположительно, родился в 1862 году в кахетинском селе Мирзаани, в крестьянской семье, в лачуге из прутьев. Нико было 8 лет, когда умер его отец, и семья Калантаровых, у которых после банкротства работала семья Пиросманашвили, привезла его из Шулавери в Тбилиси. Он помогал семье и, если оставалось свободное время, углем на стене создавал свои первые рисунки. Именно в этом доме Никалу посетила первая любовь — он влюбился в Элисабед Калантарову, которая была на 14 лет старше него. Даже написал ей любовное письмо, но женщина не ответила ему взаимностью, после чего Никала ушел из семьи Калантаровых.
Четыре года Пиросмани работал кондуктором на железной дороге, а затем перед домом Мелика Азарянца открыл маленький прилавок, где торговал мацони. Вскоре вместе со своим кахетинским соседом Димитри Алугишвили открыл духан. Димитри даже выделил ему маленький угол в своей квартире. Его жена, красавица Элисабед Авалишвили была намного младше него. По неподтвержденной информации, между Никала и Элисабед даже "разгорелся" роман… Также известно, что. спустя годы, когда Пиросмани сильно заболел, Элисабед его снова приютила, но однажды по какому-то поводу сделала ему замечание, и самолюбивый Никала навсегда покинул ее дом.
Впоследствии Пиросмани рассказывал, что некогда у него были и деньги, и золотые часы, но стало трудно, и он их продал. Правда, не уточнял, зачем… Почему-то мне кажется (или хочется, чтобы казалось), что он сделал это, чтобы преподнести Маргарите те самые розы… Их любовь длилась год…
Интересный факт: когда состоялась выставка работ Пиросмани в Лувре, к картине Маргариты подошла глубоко старая женщина, которая заявила, что это она изображена на полотне.
Официальной супруги у Пиросмани не было. Историки рассказывают, что однажды его сестра Пепе нашла ему невесту, дело почти шло к свадьбе, но Никала оставил невесту, бросил имущество, недавно построенный дом и пешком вернулся в Тбилиси…
На протяжении какого-то времени он жил с русской прачкой Марусей. Они очень любили друг друга. Впоследствии Никала написал ее портрет "Женщина с ведрами"…
Сегодня Пиросмани – всемирно известный художник. И я потому и коснулась его личной жизни, что не мне оценивать его великое искусство… Я его просто люблю и всем сердцем понимаю, все его картины чувствую нутром. И, возможно, его жираф не такой утонченный, как жираф Гумилева, зато он – мой… Потому что я и вы (как поется в известной грузинской песне) "живем на улице Пиросмани".
Желаю счастливого, красивого и чудесного, как картины Пиросмани, дня!