Призраки и тайны
На майские праздники комплекс ВДНХ пережил невероятное нашествие гуляющих. Очевидцы говорили, что на аллеях выставочного комплекса было невероятно многолюдно. И даже в Фейсбуке – не вру! – примерно каждый пятый пост содержал селфи на фоне красот ВДНХ.
Что же так приманивает гуляющих? Аттракционы по пятьсот рублей? Или вдруг там что-то дешево продается? Собственно, еще в начале "нулевых", когда ВДНХ какое-то время называлась ВВЦ, там действительно было много дешевых товаров, в основном контрафакт.
Амирам Григоров:
"Лихие девяностые" — не лучшие годы России, главная выставка страны переживала их тяжело. Центральная аллея была с двух сторон заставлена ларьками, где продавали все на свете: от сарделек с кетчупом до китайской пиротехники. Толкались бесчисленные покупатели, орала попса, шныряли крупные крысы. Дух легендарного места был практически неощутим.
Однако по вечерам, когда закрывались времянки и иссякал базарный поток, вновь проступала настоящая Выставка – и за исписанными граффити колоннами, осыпающимися гипсовыми статуями, высохшими фонтанами восставал призрак былого величия. Выставка оставалась грандиозна и прекрасна даже в своем запустении, и мы верили, что она обязательно возродится.
Лев Рыжков:
Что-то есть в аллеях ВДНХ по-хорошему мистическое. Например, из памяти может выветриться прогулка по любому парку или даже самой живописной улице. А вот ВДНХ – каждый визит туда – в вашей памяти останется. Да еще во всех деталях. Не случайно знаменитая песня из фильма "Свинарка и пастух" "Друга я никогда не забуду…" снималась именно на ВДНХ. Строители комплекса определенно что-то знали о манипуляциях с памятью.
Амирам Григоров:
Удивительное это место, полное тайн и загадок! Где еще можно вспомнить, что советских республик когда-то было шестнадцать? Наглядное свидетельство этому осталось в виде шестнадцати статуй фонтана "Дружба народов" и шестнадцати медальонов с гербами на Центральном павильоне (бывший павильон СССР). Где сноп конопли, вместе с рожью, пшеницей и подсолнечником демонстрируют основные сельскохозяйственные культуры страны? Где еще закопана гигантская статуя Сталина, стоявшая на месте ракеты? А недавно при реконструкции главного павильона случайно обнаружили многофигурный горельеф работы Вучетича, более 40 лет спрятанный от глаз посетителей. И это далеко не все, что скрывает выставка.
Расцвет Советского Эдема
Амирам Григоров:
Начиналось все в далекие тридцатые годы прошлого века. Народный комиссар земледелия Михаил Чернов выступил с инициативой создать Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ) и в 1935 году стал ее куратором. Как раз тогда в Москве была запущена первая ветка метро, которая доходила до парка Сокольники. Сначала Всесоюзную выставку планировали создать именно там. Открытие намечалось в 1937-м, но сроки были сорваны, Чернова обвинили в саботаже, репрессировали и расстреляли.
Великая Отечественная надолго привела Выставку в запустение, и только с 1950 года, руки дошли и до нее. Дворцы союзных республик достраивали и украшали лучшие архитекторы того времени.
Вихри истории
Лев Рыжков:
Нас интересуют национальные павильоны, посвященные бывшим союзным республикам. Когда-то их было шестнадцать, считая Карело-Финскую ССР. Вихри истории по этим сооружениям, конечно же, прошлись. Одни павильоны исчезли, как и не было их. Другие – переехали. Третьи оказались изуродованы (и таких историй много). Но нашлись и такие республиканские павильоны, которые не смел ураган времени и сила переменчивой конъюнктуры.
Амирам Григоров:
Еще в начале эпохи Леонида Брежнева Выставку стали переделывать, менять, как сказали бы сейчас, концепцию. "Теперь республиканских павильонов не будет, а будут отраслевые", – решили наверху, и никто не смог возразить. В угоду этому решению по выставке прошлись уродующей бороной. Был снесен, например, прекрасный грузинский павильон, замечательный образчик национальной архитектуры, чтобы освободить место под бетонный брежневский уродец "Советские профсоюзы".
Армению и Азербайджан накрыли чудовищными саркофагами, создав, таким образом, "Здравоохранение" и "Вычислительную технику". Изуродовали и один из самых чудесных – павильон Казахстана. При переделке в "Металлургию" его лишили неповторимого мавританского купола, скопированного с национального шедевра – мавзолея Джучи.
Впрочем, теперь бывшие республики, а ныне независимые страны получили возможность представлять свою продукцию в национальных павильонах. Правда, павильоны частично оказались не совсем те, что были изначально.
Лев Рыжков:
Мы видим павильон "Киргизия", который когда-то принадлежал Эстонии. И балтийские следы сохранились. Например, настенная роспись, посвященная рыбной ловле в морских водах. Хотя, если подумать, то и для современного Кыргызстана изображения эти – актуальны. Ведь ловят же рыбу в Иссык-Куле?
Амирам Григоров:
Павильон Грузии, огромный, занимал гораздо большую площадь, чем павильоны других кавказских республик. Это было здание с оранжереей и залом, отделанным ценными сортами камня. Строил его народный архитектор СССР Арчил Курдиани. Павильон Армении, облицованный ереванским туфом, воздвиг знаменитый Александр Таманян. Павильон Азербайджана с мавританской аркой и арабесками создал творческий тандем Микаэля Усейнова и Садыка Дадашева — самых титулованных бакинских мастеров.
Лев Рыжков:
Бывшему павильону Азербайджана повезло чуть больше, чем "Грузии". Обшарпанное здание, сохранило, однако, часть прежнего декора. Облицовка из красного гранита, майолика, окна-витражи. И скульптурные гроздья винограда по стенам — остались. Но, конечно, не та красота, что раньше.
Вернется ли чудо?
Ныне происходит возрождение выставочного комплекса, причем, по старой памяти, бывшие республики, а ныне страны – получили возможность представлять свою продукцию в национальных павильонах. Павильоны сдаются в аренду за 1 рубль в год, на 50 лет – с обязательством за свой счет провести ремонт, реставрацию и осуществлять эксплуатацию.
Правда, Армения теперь занимает павильон Сибири, где в период переделки выставки была "Угольная промышленность". В павильоне все мало того, что хорошо, так еще и богато. Есть ресторан, где можно отведать роскошного коньяка, магазин, где продаются работы армянских ювелиров. Есть и турфирма, организующая путешествия в Армению.
Белорусы успешно сохраняют за собой традиционный великолепный особняк с колоннами, увенчанный статуей с венком.
Что подкупает больше всего – белорусы тщательно восстановили изначальную, еще довоенную роспись стен.
Сейчас ВДНХ принимает 25 млн посетителей в год, зимой здесь заливают самый большой каток в Европе. В апреле 2017 г. мэр Москвы Сергей Собянин объявил о начале масштабной реконструкции выставки. В ближайшие годы здесь планируется восстановить 37 исторических павильонов, 17 фонтанов, построить конно-спортивный манеж, а также 15 тематических павильонов на месте заброшенных хозяйственных построек. Будет открыто 11 новых музеев, высажено более 1800 деревьев и кустарников. Также в план реконструкции входит очистка четырех прудов и создание на территории выставки уникального комплекса из пяти природных зон. В южной части ВДНХ будет построен высокотехнологичный парк развлечений с всесезонными аттракционами и 140-метровым колесом обозрения.